InvestFuture

Дмитриев: саудиты заинтересованы в инвестициях в ДФО

Прочитали: 311

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) привлекает иностранные инвестиции для ряда важнейших инфраструктурных проектов в России и на Дальнем Востоке в частности. Об этих проектах в интервью Эвелине Закамской во время Восточного экономического форума рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

- Кирилл Александрович, здравствуйте. Рада приветствовать Вас на полях Восточного экономического форума. Какие сделки и соглашения будут здесь подписаны? Как Вы можете провести такой мониторинг настроения инвесторов Азиатско-Тихоокеанского региона?

- Вы знаете, очень большой интерес, безусловно, к инвестициям на Дальний Восток. Это видно даже по нашим инвестициям. Потому что у нас была выделена квота 25 млрд рублей для инвестирования на Дальний Восток. И уже к настоящему моменту мы проинвестировали и одобрили сделки на 30 млрд рублей со стороны РФПИ.

Но поскольку мы инвестируем с нашими партнерами и привлекаем тоже иностранные деньги — вот вместе с ними, это инвестиции уже более 90 млрд рублей. Это инвестиции в лесной сектор, и, соответственно, в транспортную инфраструктуру и во многие другие сектора.

Здесь и мы подписываем важные соглашения. Это, во-первых, соглашения с фондом Inventis о создании фонда в $500 млн, который будет во многом сфокусирован на Дальний Восток.

И также другие соглашения. Наши портфельные компании подписывают много соглашений. Это и компания Hyperloop, которая будет изучать здесь проект, возможно, создания первого Hyperloop в России. Это, безусловно, и наша компания РФП, которая подписала сейчас соглашение по созданию самой крупной строительной компании Японии по деревянным домам, потому что это лесопереработка. И, соответственно, мы видим серьезную бизнес-активность здесь на Дальнем Востоке.

- Вы упомянули компанию Inventis, но это представитель частного фонда, это уже не, если мы говорим о китайских инвестициях, то это, как правило, государственные инвестиции. Здесь речь идет о private equity – частных инвесторах.

- Да, мы, безусловно, расширяем наше сотрудничество. Первоначально мы всегда работали именно с суверенными фондами, потому что там накоплено наибольшее количество денег. Многие из суверенных фондов имеют капитал триллион долларов и выше.

Но сейчас мы также расширяем сотрудничество с частными фондами, такими как Inventis, который очень мобильный и мобилизирует очень много частного капитала из Китая. И Inventis сам управляет капиталом около $10 млрд. Но мы считаем, что вот этот совместный фонд ориентирован в том числе на сельское хозяйство на Дальнем Востоке, на другие сектора, позволит нам заключать не только очень крупные сделки, но и средние сделки, и привлечет больше частных денег в экономику Дальнего Востока.

- Когда мы говорим о секторах, в которых интересно работать на Дальнем Востоке, то в первую очередь понимаем, что любое развитие невозможно без решения инфраструктурных проблем региона, без решения транспортных проблем.

Ну что говорить, например, до сих пор через реку Амур не было ни одного моста, нет железнодорожного моста, что существенно заставляет компании терять, если мы говорим о логистике. Есть ли сегодня готовность инвесторов вкладываться в эти проекты, и есть ли конкретные примеры?

- Безусловно. Ну, вот на примере амурского моста мы видим, что очень долго готовилось строительство российской части моста. И сейчас благодаря тому, что Российский фонд прямых инвестиций вместе с Китайской инвестиционной корпорацией, у которых есть российско-китайский инвестиционный фонд и Фонд развития Дальнего Востока начали финансирование этого проекта. И сейчас уже мост строится. Подрядчик получил первый транш средств. И важно, что это строительство сдвинулось вперед, а именно благодаря финансовой поддержке Российско-китайского фонда. И, безусловно, Фонд развития Дальнего Востока играет очень важную, значимую роль в этом проекте.

Также, как вы знаете, мы инвестируем в аэропорт Дальнего Востока и считаем, что это действительно будет одним из ключевых хабов для транспортировки людей, грузов. И наш партнер, компания "Чанги" - это ведущий управляющий аэропортами в Сингапуре и в ряде других крупнейших аэропортов. И у нас хорошая новость, потому что вот буквально сегодня ранним утром мы запарафировали окончательное соглашение по этой сделке, правительство одобрило дополнительную эмиссию акций аэропорта, что позволит нам сделку финализировать до межправкомиссии Сингапуром, которая, соответственно, будет в начале ноября.

Поэтому мы, безусловно, инвестируем активно и в мосты, и в аэропорты. И также планируем иметь активную инвестиционную программу именно в порты тоже. Сейчас рассматриваем инвестицию в один из крупных портов, где наши партнеры, в том числе из Ближнего Востока, крайне заинтересованы, потому что они видят, что именно портовая инфраструктура тоже активно развивается на Дальнем Востоке.

- Я как раз и хотела спросить о том, что думают ваши арабские партнеры о возможностях Дальнего Востока, куда готовы вкладывать средства?

- Ну, вот одна из их последних крупных инвестиций – это инвестиция в компанию Алроса, которую мы фактически около половины всего выпуска приватизационных акций купили РФПИ с нашими партнерами. При этом доля РФПИ была менее 10% от этого объема, а, соответственно, более десяти к одному – это зашли крупнейшие ближневосточные фонды. И важно, что эти фонды начинают лучше понимать Дальний Восток. И Алроса – это фактически их первый такой заход на Дальний Восток. И у одного фонда под управлением $1 трлн, у другого - $400 млрд, у третьего – $170 млрд.

Поэтому мы видим, что интерес к региону есть. И мы сейчас организуем поездку увидеть не только компанию Алроса для тех инвесторов, кто туда зашел, но и по региону, чтобы действительно ближневосточные инвесторы более активно инвестировали в регион.

- Вы из Владивостока собираетесь на саммит G-20. Какие переговоры там запланированы, и может ли пополниться ваш портфель инвесторов?

- Вы знаете, у нас будут очень важные переговоры и с Турцией. Мы приняли решение создать совместно российско-турецкий инвестфонд. При этом турецкий фонд фактически создается во многом как аналог РФПИ. Мы помогали Турции в размышлениях о создании этого фонда. И турецкий фонд создан буквально неделю назад. Мы подпишем меморандум о том, что вот мы создаем совместный российско-турецкий фонд.

- На какую сумму?

- На сумму, опять-таки мы финализируем ее, но это будет сумма более миллиарда долларов. Соответственно, также у нас очень важные переговоры с Саудовской Аравией. Саудовская Аравия выстраивает очень такие партнерские отношения с Россией в экономической сфере. Мы уже сделали ряд инвестиций совместно с ними и планируем увеличить инвестицию саудовской стороной, в том числе вкладывая вместе в публичные российские компании, а не только в частные.

Поэтому будет очень интенсивная повестка. И, безусловно, встреча с нашими китайскими партнерами. Потому что российско-китайский фонд и взаимодействие с Китаем крайне важно, и важно, чтобы примеров успешных взаимодействий с китайскими инвесторами становилось все больше и больше. Мы видим все больше присутствия Китая здесь. Но по-прежнему многие госкомпании и многие крупные компании не спешат вкладывать в Россию. И мы хотели бы этот процесс ускорить.

- Ну, если обратиться турецкому примеру, то справедливо то, что деньги приходят вслед за политической волей?

- Ну, часто происходит именно так, особенно с Турцией, где отношения были заморожены на какой-то период. И нам лестно видеть, что совместный инвестфонд – это один из примеров того, как эти отношения можно разморозить и двигаться вперед. Ну, также мы видим, что, безусловно, политическая составляющая важна. Но также важна очень экономическая составляющая.

Потому что инвесторы видят, что РФПИ показывает им хорошую доходность не только в рублях, но и в долларах. И несмотря на девальвацию рубля, мы имеем позитивную доходность в долларах для инвесторов, что для многих даже удивительно. Поэтому мы все-таки считаем, что экономическая повестка, она будет преобладать, потому что, в конце концов, инвесторам важно получать хорошую доходность.

И мы хотели бы обратиться здесь к Юрию Петровичу Трутневу и к руководству Дальнего Востока, что инвесторы хотят видеть большее количество качественных проектов. Потому что для них важна доходность. И в то время как правительство заинтересовано в развитии различных проектов, очень важно структурировать их именно так, чтобы инвесторы видели доходность, а это означает использование тех механизмов поддержки проектов, которые Юрий Петрович и Александр Сергеевич Галушко хорошо разработали для дальневосточного региона.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Дмитриев: саудиты

Поделитесь с друзьями: