InvestFuture

Горячие точки на пути Нового Шелкового пути

Прочитали: 60

Проект Нового Шелкового пути должен был стать основой для дальнейшей глобализации и повышения роли Азии в глобальной экономике. Но сейчас этому мешает застарелый территориальный конфликт.

Китай пытается каким-либо образом справиться с геополитическим кризисом в Кашмире, где Нью-Дели и Исламабад возродили территориальный конфликт, который длится десятилетиями. При этом Китай намерен сейчас проводить переговоры только с Индией, тогда как Пакистан не может быть включен официально в переговорный тур.

Пекин пытается смягчить напряженность в спорном районе Гималаев именно с помощью Индии, хотя до этого вторая по величине экономика мира вообще оставалась в стороне от конфликта.

Пекин исторически поддерживает более глубокий союз с Исламабадом, но также называет себя близким другом Южной Азии. Фактически сейчас перед китайскими политиками стоит очень сложная задача заставить Индию и Пакистан проявлять сдержанность, но не испортить отношения с обоими.

Администрация премьер-министра Индии Нарендры Моди обвиняет Исламабад в нападении на индийскую военную базу в конфликтной зоне, но его коллега - премьер-министр Наваз Шариф - отрицает претензии. Тем не менее индийские военные провели "хирургические удары" на территории Пакистана на прошлой неделе.

Первое нападение на военную базу в Кашмире произошло еще 28 сентября, и с тех пор индийские и пакистанские военные продолжают обмениваться огнем в различных частях Кашмира.

При этом ранее не было известно о потерях сторон, а 6 октября Индия сообщила, что военнослужащие уничтожили трех предполагаемых боевиков, которые пытались атаковать военную базу в северной части Кашмира.

Индия обвиняет Пакистан в поддержке боевиков и в проникновении в индийский Кашмир. Пакистан отрицает все обвинения, но отмечает, что обеспечивает моральную и дипломатическую поддержку кашмирскому народу в его кампании за самоопределение.

18 сентября боевики убили 19 индийских солдат, что стало самыми большими потерями Индии в ходе этого конфликта почти за два десятилетия. В ответ на это силы специального назначения Индии провели зачистку лагеря боевиков на территории пакистанского Кашмира.

Геополитический треугольник Китай - Индия - Пакистан становится все более напряженным. При этом Индия традиционно более ориентирована на США, что делает ситуацию еще опаснее.

Но эксперты уверены в том, что политические разногласия не будут мешать экономическому сотрудничеству. Китай и Индия должны понимать, что они не могут допустить конфликта, так как стоимость его будет слишком высока.

Сейчас Индия стремительно набирает вес на политической и экономической мировой арене, а Пекин учится взаимодействовать с более мощным конкурентом, нежели ранее.

Еще в рамках встречи G20 лидеры КНР и Индии согласились "уважать и учитывать" озабоченность друг друга, чтобы избежать сопротивления при решении противоречивых вопросов, таких как Южно-Китайское море или китайско-пакистанские отношения.

Индии нужны китайские инвестиции, особенно в инфраструктуру, а Китай без Индии не сможет реализовать свой масштабный проект Нового Шелкового пути. Индия же требует международной изоляции Пакистана, и на это Пекин не может согласиться.

Новый Шелковый путьКитай в 2013 г. объявил о новой стратегии экономического развития "Один пояс - один путь", направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.

Согласно официальным данным общая стоимость проектов Нового Шелкового пути на сегодняшний день составляет $890 млрд, включая газопровод из Бенгальского залива через Мьянму на юго-запад Китая и железнодорожную линию между Пекином и немецким Дуйсбургом. Власти Китая уже пообещали инвестировать $4 трлн в страны, которые подключатся к проекту, и заявили, что сделать это может любое государство.

С другой стороны, Новый Шелковый путь крайне важен для председателя КНР Си Цзиньпина в части его внешнеполитической деятельности. Ранее говорилось, что Шелковый путь позволит сделать Китай к середине XXI века сильной и процветающей страной. Специалисты выдвигают предположения, что торговый путь позволит увеличить влияние Китая на внешнеполитической арене без применения силы. Значим Новый Шелковый путь и для репутации главы КНР, поскольку по тому, как будет реализован проект, в дальнейшем будут оценивать политическую карьеру Си Цзиньпина и его вклад в развитие государства.

Проект Нового Шелкового пути в дальнейшем может стать серьезным конкурентом для США с их традиционным подходом к принципам мировой торговли. Из-за этого изменится расстановка сил, при которой Азия и Европа станут единым экономическим пространством с координационным центром в Китае.

Железнодорожный маршрут начинается в порту Хуанхуа на побережье Бохайского залива и пролегает через китайские провинции Хэбэй, Шаньдун, Ганьсу, затем проходит через КПП Алашанькоу Синьцзян-Уйгурского автономного района на границе КНР. Маршрут продолжается по территориям Казахстана, России, Белоруссии, Польши и заканчивается в германском городе Дуйсбург. Длина маршрута составляет более 11,2 тыс. км, время в пути - 18 суток. Такой маршрут примерно на 17 суток короче морского, он позволит снизить расходы на транспортировку почти на 30% по сравнению с авиаперевозками.

Порт Хуанхуа является одним из самых удобных для выхода в море из центральных и западных районов КНР. Кратчайшее расстояние для транспортировки грузов между Азией и Европой обеспечивается за счет формирования нового транспортного коридора между Хуанхуа и голландским портом в Роттердаме. Согласно последним данным после инициирования Китаем создания Нового Шелкового пути общее количество отправленных в Европу грузов превысило 1,7 тыс.

Основой для Нового Шелкового пути является "Экономический коридор Китай-Пакистан", в рамках которого уже заявлено проектов на $51 млрд, которые должны быть завершены к 2030 г. Это соответствует 71% от ВВП Пакистана за 2015 г.

Общий размер инвестиций КНР в Пакистан значительно превышает $100 млрд, поэтому нет никаких сомнений, что Пекин будет защищать вложенные средства. В мае 2013 г. в ходе визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Пакистан было подписано соглашение об организации строительства китайско-пакистанского экономического коридора, который должен начинаться в синьцзянском Кашгаре и выходить на юг, в порт Гвадар, с выходом в Индийский океан на территории Пакистана. Новый драйвер мировой экономики В последнем обзоре Международного валютного фонда подчеркивается, что экономика Индии будет расти быстрее экономики Китая.

В частности, МВФ ожидает в этом и следующем финансовых годах рост на уровне 7,6%, что выше прошлого прогноза на уровне 7,4%.

ВВП Китая же вырастет только на 6,6% и 6,2% в 2016 и 2017 гг. соответственно.

Фактически Индия будет показывать самые быстрые темпы роста среди крупнейших экономик мира. В МВФ призывают страну реформировать налоговую систему и ликвидировать субсидии, чтобы обеспечить больше ресурсов для инвестиций в инфраструктуру, образование и здравоохранение.

В фонде также сообщили, что Индия выиграла от более низких цен на сырьевые товары, а инфляция снизилась сильнее, чем ожидалось.

Ссылки по теме Конфликт с Пакистаном: что ждет экономику Индии? Индия и Пакистан на грани войны Новая монетарная политика Индии предполагает, что потребительские цены должны составлять 4% до марта 2021 г., но погрешность допускает в пределах двух процентных пунктов.

Эксперты МВФ признали позитивными меры, которые правительство предпринимало в последние два года. Тем не менее они призвали Нью-Дели принять дополнительные меры по повышению эффективности работы в горнодобывающей отрасли и увеличить выработку электроэнергии для повышения производственного потенциала, а также максимально использовать трудовые ресурсы.

Война за воду Соперничество между Китаем и Индией выходит далеко за границы территориальных споров или лидерства в мировой экономике. Страны вынуждены конкурировать даже за воду, хотя этот спор также имеет более глубокие корни.

Буквально через несколько дней после того, как Индия заявила о том, что будет использовать по максимум ресурсы рек, текущих в Пакистан, Китай заявил о строительстве дамбы на реке Брахмапутра, которая является одной из главных водных артерий в Южной Азии.

Индия ранее сообщила о том, что будет придерживаться договора о водоразделе с Пакистаном, но использовать ресурсы рек будет более активно, чем раньше. Тем не менее в Нью-Дели заверили, что не будут перекрывать водосброс. Водные споры с Пакистаном продолжаются уже несколько десятилетий. Исламабад опасается, что Индия может использовать водные ресурсы в качестве политического оружия.

Теперь Индия вынуждена считаться с присутствием Китая, и это вряд ли радует Нью-Дели.

Строительство плотины Китаем является проблемой, потому что между Индией и Китаем нет никаких двусторонних или многосторонних договоров по воде. Китай считает, что строительство плотины поможет получить обратно территории Аруначал-Прадеш. Индия считает, что проекты Китая на Тибетском плато угрожают сократить объем рек, текущих на территорию Индии. Плотины, каналы, ирригационные системы могут превратить воду в политическое оружие. Китай не обсуждает строительство плотины публично, так как ее создание подразумевает загрязнение и разрушение отдельных районов на северо-восточных равнинах Индии и в Бангладеше.

Ранее Китай и Индия подписали два пакта, в 2008 и 2010 гг., которые позволяли Индии получать данные об уровне воды и осадков два раза в день с 1 июня по 15 октября с трех гидрологических станций в Тибете. Но этого недостаточно для того, чтобы вовремя реагировать на ситуации, когда уровень воды в реках сильно поднимается. Кроме того, даже действующие соглашения выполняются не очень активно.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Горячие точки на пути

Поделитесь с друзьями: