InvestFuture

Миллер раскрыл детали соглашения по Турецкому потоку

Прочитали: 354

Россия и Турция подписали межправительственное соглашение по "Турецкому потоку" по итогам встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Стамбуле. Реализация проекта намечена на декабрь 2019 г. При наличии других поставщиков на турецком рынке цена "Газпрома" является абсолютно конкурентоспособной, заявил председатель правления компании Алексей Миллер.

- Алексей Борисович, только что было подписано межправительственное соглашение по газопроводу "Турецкий поток". Что конкретно содержится в этом соглашении? На каких условиях и мы, и турки его подписали?

- Межправительственное соглашение – это юридический фундамент реализации проекта "Турецкий поток". "Турецкий поток" подписан в варианте, что строятся две нитки морского газопровода от берега российского до берега турецкого, в их, в европейской, зоне. Мощность газопровода - две нитки по 15 млрд 750 млн кубометров газа. Одна нитка предусмотрена исключительно для турецкого рынка. Вторая нитка предусмотрена для транзита газа через территорию Турции для европейского рынка. Срок реализации проекта и первой, и второй нитки - декабрь 2019 года.

Надо отметить, что соглашение подписано в очень-очень короткие сроки. 9 августа этого года в Санкт-Петербурге наш президент Владимир Владимирович Путин и президент Турции господин Эрдоган договорились о возобновлении переговоров по проекту "Турецкий поток". Прошло всего-навсего два месяца, и сегодня этот документ подписан. Конечно же, этот документ фундаментальный, конечно же, он потребовал очень-очень большой, скрупулезной работы с каждой из сторон - и с российской, и с турецкой. Но здесь надо подчеркнуть именно желание и стремление сторон достигнуть договоренности, достигнуть договоренности вот в такие короткие сроки. И, без сомнения, это свидетельствует, во-первых, о характере наших взаимоотношений, что они носят стратегический характер, и, конечно же, о готовности выводить наше сотрудничество в энергетической сфере, сотрудничество между Россией и Турцией на качественно новый уровень.

- Но также Эрдоган сказал, что принято решение ускорить работу по "Турецкому потоку". Это как-то на сроках строительства будет сказываться?

- Надо поблагодарить турецких партнеров, потому что после договоренности в начале августа двух президентов о возобновлении переговоров по проекту наши турецкие друзья выдали ряд очень важных разрешений "Газпрому". И при всем том, что, конечно же, именно межправсоглашение – это тот документ, который определяет судьбу проекта, именно этот документ определяет все юридические аспекты его реализации, именно этот проект определяет проектную мощность, но мы все подготовительные работы уже вели в течение этих двух месяцев. И здесь надо турецким нашим коллегам сказать спасибо. Но, во-первых, мы получили подтверждение, что все те разрешения, которые были в свое время турецкой стороной выданы на участок в турецкой экономической зоне под "Южный поток", они также действуют и для "Турецкого потока" в полном объеме. Это и оценка воздействия на охрану окружающей среды, это и план мероприятий в случае ситуации ЧС, и самое главное то, что мы получили также разрешение на изыскания в турецкой экономической зоне от границ экономической зоны Турции и Болгарии в направлении турецкого берега в европейской зоне Турции.

Поэтому работа подготовительная велась. И то, что было сказано президентом Эрдоганом, это уже то, что называется в действии. Мы видим очень хороший настрой на работу, мы видим, что мы оперативно решаем все вопросы рабочие, которые у нас, конечно же, есть по проекту. И самое главное - это четкое понимание того, что мы полностью уложимся в тот график, который нами определен, подчеркиваю, строительство двух ниток до декабря 2019 года. Опыт реализации морских газопроводов у "Газпрома" достаточно большой, и думаю, что мы, может быть, сможем даже этот график ускорить.

- А те документы, которые подписаны сегодня, то соглашение, позволяет ли оно уже приступить к строительству или нужно будет еще дополнительно встречаться и заключать какие-то дополнительные документы?

- Соглашение в части начала реализации проекта, вот именно та статья, которая говорит о начале реализации и строительства проекта, вступает в силу с момента его подписания, точно так же, как вступают в силу статьи межправсоглашения, которые касаются налогообложения и всех таможенных пошлин, сборов, преференциального определенного режима, хотя, конечно, еще потребуется ратификация этого соглашения. Но то, что касается статьи о начале реализации проекта, - еще раз подчеркну, она вступает в силу с сегодняшнего дня, с момента подписания. Поэтому сегодня реально дан старт строительству газопровода "Турецкий поток".

- Есть понимание, когда уже начнется непосредственное строительство?

- По нашему плану, непосредственное строительство начнется в 2018 году. Еще раз обращаю ваше внимание, что потребуются, во-первых, изыскательские работы в турецкой экономической зоне, где мы эти работы не вели, потому что, вы знаете, первоначальный план реализации проекта строительства морского газопровода через Черное море – это "Южный поток". Под "Турецкий поток" нам надо провести изыскания на расстояние около 250 километров в турецкой экономической зоне. Кроме этого, конечно же, должны быть проведены изыскания на турецком берегу под приемный терминал. И только после того, как эти работы будут завершены, уже будут определены конкретные координаты, и только после этого уже начнется проектирование, а потом уже в дальнейшем строительство. Поэтому, конечно же, еще предстоит проделать достаточно большой объем работы, но если говорить непосредственно об укладке трубы, то она начнется в 2018 году.

- Какую часть расходов по строительству готова на себя взять Анкара?

- Морской газопровод будет принадлежать полностью, на 100%, "Газпрому", и "Газпром" на 100% будет финансировать строительство первой и второй нитки. То, что касается строительства газотранспортной инфраструктуры для первой нитки, для поставки газа на турецкий рынок от приемного терминала газотранспортные мощности до врезки в газотранспортную систему Турции, будут создаваться компанией Botas и будут (этой компанией - прим. ред.) на 100% финансироваться. Для создания инфраструктуры, транзитной инфраструктуры на территории Турции для поставки газа на европейский рынок в соответствии с межправсоглашением будет создано совместное предприятие.

- Наверное, еще один из ключевых пунктов соглашения, о котором сказал Владимир Путин, это то, что достигнута договоренность по поводу механизма предоставления скидки. В чем суть этого механизма? Ранее, как мы помним, компания Botas просила 10-25%, если я не ошибаюсь, скидки на наш газ.

- Да, вы правильно говорите.

- Какие договоренности достигнуты на сегодня?

- Сегодня нашим президентом сказано о том, что достигнута договоренность о механизме предоставления скидки в увязке с реализацией проекта. Но я буквально двумя словами скажу, что это за механизм. Этот механизм связан с объемом поставок нашего газа на турецкий рынок.

- А каковы объемы поставок газа? Раньше, насколько я знаю, речь шла о том, что объем поставок газа по одной нитке составит 15 млрд. кубометров, по двум – 31,5 млрд. Сейчас эти объемы остаются теми же? Я имею в виду на договоренности.

- Да, это те же самые объемы, две нитки по 15 млрд 750 млн - соответственно, 31,5 млрд кубометров. И самое главное, это понимание того, что турецкий рынок – это растущий газовый рынок, он очень динамичный. И сегодня мы знаем о том, что он является одним из самых больших и емких рынков для "Газпрома". По итогам 2015 года мы на турецкий рынок поставили 27 млрд кубометров газа.

- Но готов ли "Газпром" тут конкурировать с другими поставщиками газа?

- "Газпром" конкурирует, и объемы поставки на турецкий рынок значительные, значительно больше чем 55%. На турецкий рынок также поставляют газ Азербайджан и Иран, но в значительно меньших объемах, чем "Газпром". Остальные объемы поставляются через терминалы СПГ, они поставляются из Алжира и из Нигерии. Но надо понимать, что априори цены на сжиженный природный газ выше, чем на трубопроводный газ. Поэтому цена "Газпрома" является абсолютно конкурентоспособной на турецком рынке.

- Вы уже сказали, что соглашение включает в себя строительство двух ниток, то есть труба пойдет в Европу. А Европе этот газ нужен, как вы оцениваете? Поскольку мы видим в последнее время сопротивление со стороны Брюсселя всяческим российским проектам трубопроводным.

- В первую очередь, я хочу сказать, что тот газ, который пойдет по "Турецкому потоку" в направлении европейского рынка, не будет конкурировать с нашим российским газом, который пойдет в Европу по проекту "Северный поток-2". Это совершенно разные целевые рынки.

Конечно же, объемы поставок по "Северному потоку-2" значительно больше для европейского рынка. Напомню, что мощность еще двух магистральных газопроводов через Балтийское море – это 55 млрд кубометров, итого будет 110 млрд транзита через Балтийское море напрямую из России в Германию, в Европейский союз. Здесь речь идет всего-навсего о 15 млрд. с небольшим, которые предназначены для европейского рынка, и то, это только в том случае, если за это время не вырастет спрос на российский газ на турецком рынке, что тоже нельзя исключить.

И целевой рынок этих поставок на европейский рынок – это Южная, Юго-Восточная Европа. Без сомнения, есть потребность в поставках этих объемов российского газа в этот регион. У "Газпрома" есть меморандум, по которому мы работаем, меморандум, который подписан с компаний Edison и с компанией DEPA, с нашими итальянскими и греческими партнерами. Компания Edison, будучи компанией, которая торгует газом на итальянском рынке, на 100% принадлежит французской Électricité de France (EDF). И в рамках этого меморандума мы в ноябре планируем подвести итоги этой совместной работы с пониманием того, что газ через Черное море по "Турецкому потоку" мог бы быть предназначен, в частности, для этого проекта.

Без сомнения, конечно же, требуется здесь подтверждение позиции Европейской комиссии, но мы знаем, что, например, проект "Посейдон" в настоящее время имеет статус проекта общего интереса. Без сомнения, конечно же, здесь важна позиция стран Европейского союза, которые будут транзитерами, в частности это касается Греции, но также и стран-получателей нашего российского газа. И что немаловажно, а даже, можно сказать, это основное, - это, конечно, договоренности на корпоративном уровне, потому что необходимо синхронизировать создание мощностей со стороны Турции и со стороны Европы. И мы планируем буквально в ноябре – в декабре уже предметно начать вести эти переговоры.

- Насколько успешно ведутся переговоры с европейскими странами, с Еврокомиссией?

- Если говорить о переговорах на корпоративном уровне, если говорить о тех контактах, которые есть с правительствами этих стран, то все очень конструктивно. Европейская комиссия знает об этом проекте. И самое главное, что вот буквально сегодня все перешло абсолютно в реальную плоскость. То есть, если до сегодняшнего дня разговор шел гипотетический, о том, что это возможно, то сейчас это уже юридически все закреплено в межправсоглашении между Россией и Турцией. Соответственно эти мощности будут созданы, поэтому наш разговор с нашими европейскими партнерами буквально сейчас, в самое ближайшее время, в ноябре – в декабре, будет абсолютно конкретным и предметным.

- Алексей Борисович, вы уже упомянули еще один крупный проект "Газпрома" - "Северный поток-2", - который предназначен тоже для того, чтобы поставлять газ в Европу в обход ненадежного транзитера, такого как Украина. И в Европе у этого проекта также есть достаточно противников. На какой стадии сейчас переговоры? Вы буквально сейчас улетаете на переговоры в Австрию как раз по поводу "Северного потока-2". Чего вы ждете от этих переговоров?

- Австрия является одним из целевых рынков "Северного потока-2". Баумгартен, хаб австрийский, является одним из крупнейших газовых хабов в Европе. И, без сомнения, Австрия является страной, которая поддерживает этот проект, а компания OMV является участником проекта "Северный поток-2". Поэтому, конечно же, ожидаю конструктивного диалога, который будет направлен именно на вопросы реализации этого проекта в те временные рамки, которые определены его участниками.

Надо также подчеркнуть, что Австрия является для нас традиционно хорошим партнером. И именно в Австрию в свое время начались первые поставки газа из Советского Союза. Поэтому традиции вот такого конструктивного сотрудничества в газовой сфере имеют за собой десятилетия. Поэтому переговоры, которые будут завтра, будут направлены сугубо на практические вопросы поддержки реализации проекта в те сроки, которые участники определили.

- Я желаю вам успешных переговоров и поздравляю с сегодняшней победой!

- Спасибо.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Миллер раскрыл детали

Поделитесь с друзьями: