Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о необходимости адаптации не только банковского сектора но и регулирования к изменениям, которые несет развитие финансовых технологий.
В своих комментариях на пленарном заседании "Финансовый рынок в 2026 году: вызовы для бизнеса и регулятора" на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis-2016 в Казани председатель ЦБ РФ отметила, что бурное развитие финтеха станет серьезным испытанием для банков и самого ЦБ.
По мнению Эльвиры Набиуллиной, регулирование не должно быть чрезмерно жестким на начальном этапе и при этом со временем ЦБ стоит уходить "от регулирования отдельных институтов, технологий и рисков к созданию единой безбарьерной экосистемы".
"Для банковской индустрии это огромнейший вызов. Банки могут попасть в ловушку, потому что они сейчас жалуются на низкие процентные ставки, на жесткое и несправедливое регулирование, а в это время сзади подкрались финансовые технологии. Да, будет какое-то время, поколенчески мы по-разному воспринимаем тип финансовых технологий, спрос на традиционные останется.
Спрос на традиционные банковские услуги будет оставаться определенное время, но он все больше будет вытесняться спросом клиентов на новые технологии, и банки должны быть к этому готовы. Используют банки шанс, чтобы трансформироваться, или уйдут как институты – зависит от них самих, на мой взгляд.
Потому что есть развилка: смогут ли банки ответить на этот вызов и интегрировать технологии либо будут говорить, что мы на традиционных услугах живём дальше и у нас есть свой клиент, мы на нем будем концентрироваться. Это вызов для банковской системы, на который банки должны будут ответить.
Мы не только регулятор банковской системы, но и регулятор финансовой системы. И мы должны это учитывать. К чему привык обычный регулятор? Он привык понимать, что его регулирование защищает права вкладчиков, кредиторов, при этом он ограничивает риски финансовых институтов, регулируя институты с какими-то сложившимися характеристиками. А сейчас эти институты динамично меняются, появляются новые технологии и услуги, за которыми обычные регуляторы не успевают. Поэтому количество документов, которые меняют регулирование и надзор, увеличивается в геометрической прогрессии. Нужно будет менять саму идеологию регулирования, и для нас этой большой вызов.
Мы не должны передавить своим регулированием то, что еще не несет системных рисков. Мы должны дать возможность развиваться новым технологиям. Нам сложно понять, какие риски несут новые технологии, потому мы должны их оценивать вместе с участниками рынка. Я уверена, что честные игроки заинтересованы в корректном регулировании рынка.
В силу того, что регулятору пришлось убрать с рынка большое число слабых игроков, укоренилось мнение, что мы осуществляем репрессивную функцию. Но в развитии финансовых технологий мы должны реализовывать стратегию партнерства. ЦБ РФ к этому готов, потому что иначе это невозможно. Также очевидно, что мы должны уходить от регулирования отдельных институтов, технологий и рисков к созданию единой безбарьерной экосистемы, в которую бы вошли и участники финансового рынка, и технологичные компании".