Когда речь заходит о влиянии Китая на мировые финансы и торговлю, то юань становится главной темой для обсуждения. Именно девальвация юаня в 2015 г. уронила некоторые индексы более чем на 1000 пунктов, вернув опасения повторения кризиса 2007-2008 гг.
При этом сейчас мы наблюдаем удивительные события на рынке. В августе 2015 г. юань ослаб на 3%, достигнув минимальных уровней, и это вызвало панику на мировых рынках.
В настоящий момент курс юаня намного ниже уровней конца лета прошлого года, а общее падение уже близко к 4% с начала года. Тем не менее рынки пока почти не реагируют на эту девальвацию.
Между тем, в понедельник ЦБ Китая опустил курс еще на 0,2%, до 6,7690 за доллар. То есть китайская валюта вновь обновила шестилетний минимум.
Весь вопрос в том, как именно происходит девальвация сейчас. Напомним, что в августе 2015 г. курс был понижен с 6,2 до 6,4 за доллар, а затем Пекин заявил о стабилизации своей валюты. Между тем, после этого было еще три волны девальвации: в конце 2015 г. – начале 2016 г., когда юань упал до 6,55, в июле 2016 г. валюта опустилась до 6,67, а с октября идет третья волна.
Существует теория, согласно которой ЦБ Китая проводит управляемую девальвацию, при этом своей целью делает более эффективную конкуренцию с США. Фактически это означает торговую и валютную войну, при этом власти КНР упорно утверждают, что нет никаких причин для долгосрочной девальвации, которая, между тем, давно идет. Но подобная тактика не имеет особого смысла: политическая и экономическая политика без индикации своих намерений вряд ли может быть оправданной в нынешних условиях.
Поэтому стоит рассматривать более тревожный сценарий, который подразумевает потерю контроля над валютным рынком.
Точкой отсчета можно назвать резкий рост HIBOR до самого высокого уровня с начала года, что произошло чуть больше месяца назад. Это событие прошло относительно незаметным, так как в преддверии длительных праздников многие готовились к дефициту юаней. Но наиболее вероятным объяснением и тогда назывались действия Народного банка Китая, который стремился выдавить любителей коротких продаж с рынка, сделав стоимость заимствования юаней слишком высокой.
Доля юаня в платежахТогда волна девальвации дошла до 6,6895 за доллар, так и не пробив психологически важную отметку 6,7, но, тем не менее, удержать юань не удалось.
Сейчас все очевиднее кажется возможным, что Пекин просто пытается удержать продавцов валюты от активных действий любыми доступными средствами, вне зависимости от того, насколько последствия будут драматичными. А как еще можно объяснить резкий рост ставки HIBOR overnight? ЦБ просто пытается смягчить "медвежьи" настроения. По ряду косвенных признаков аналитики и экономисты ранее пришли к выводу, что уровень 6,7 за доллар для официальных властей Пекина является ключевым. Именно вокруг него, как предполагалось, будет вестись основная битва со спекулянтами.
Но уже сейчас курс близок к 6,8 и продолжает расти. На первый взгляд, в этом нет ничего страшного, но для такого огромного валютного рынка резкие движения могут быть фатальными. Если Народный банк Китая начнет реальную борьбу за курс, то последствия могут быть самыми серьезными.
Сейчас остается неизвестным ответ только на один вопрос: будет Китай что-то предпринимать для защиты своей валюты против любителей коротких позиций или Китай уже потерял контроль над рынком, а мы стоим на пороге масштабной девальвации, которая вновь распространится по всем глобальным рынкам?
Есть еще и третий вариант, который может оказаться еще более разрушительным. Китай, возможно, решил вообще не вмешиваться в ситуацию, оставаясь больше наблюдателем, нежели активным игроком. Скорее всего, правду мы узнаем уже в ближайшие месяцы.