InvestFuture

Главные вопросы угольной промышленности России

Прочитали: 245

Российские производители угля просят Минэнерго РФ рассмотреть два фундаментальных вопроса: связующий "мост" западных и восточных электросетей через Урал и увеличение экспорта угля в Китай. Об этом рассказал глава "Сибирской угольной энергетической компании" (СУЭК) Владимир Рашевский на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

По словам Рашевского, за последнее десятилетие отрасль сделала большой скачок в эффективности и в объемах. Особенно заметны позитивные тенденции в Кузбассе, где произошло "угольное экономическое чудо". "Из тех 100 млн тонн добычи, которые добавились за последнее десятилетие, 90% - это Кузбасс. и происходит это благодаря выверенной политики и губернатора, и администрации, которая четко понимает потребности. Хотелось бы, чтоб так было во всех регионах", - заметил Рашевский.

Он напомнил, что правительством сформирована стратегия отрасли, которая предполагает полуторократный рост увеличения добычи. "Вместе с тем нам кажется, что потенциал у нас как у страны существенно больше. Россия имеет вторые в мире запасы; на пьедестале с нами есть еще США и Китай. США добывает миллиард тонн, Китай добывает 4,3 миллиарда тонн", - сказал Рашевский.

Глава СУЭК признался, что сегодня существует достаточно большое количество проблем, которые сдерживают темпы роста и предложил сконцентрироваться на трех вопросах: рынках, инвестициях и трудовых отношениях.

Российский рынок угля

Во всех странах, где развивается добыча угля, в первую очередь роль драйвера играет внутренний спрос, заметил Рашевский. Он заметил, что в России последние двадцать лет ежегодно происходило снижение внутреннего спроса на рынке. Предполагающийся рост на следующие два десятка лет очень несущественный.

"На самом деле сегодня энергетика, которая является основным источников спроса, предполагает рост за 20 лет всего на 20 млн тонн - это 1 млн тонн в год при базе в 300 млн тонн. Количество строящихся угольных электростанций можно сосчитать на пальцах одной руки. Увеличение потребления в цементной отрасли, чуть-чуть металлургия - это все хорошо, но это принципиально картины не меняет", - скептичен глава СУЭК.

"Хочется обозначить две темы, которые могли бы стать основой для проработки в Минэнерго сегодня. Тема номер один - это строительство энергосвязей между сибирской зоной и зоной Европы и Урала. С точки зрения электроэнергетики, это, по сути, два плохо связанных между собой рынка", - констатировал Рашевский. По его словам, в Европе и Урале доминирует газовая генерация, в Сибири - угольная генерация. "Именно поэтому в Сибири у нас самая дешевая электроэнергия в мире. Цена конечного потребителя 1,5 рубля - это 5 центов, такого нигде больше нет. Цена в Европе и на Урале почти в два раза больше. В горизонте десятилетия это могло бы создать основу для дополнительного потребления 30-40 и более млн тонн. Не надо возить уголь для внутреннего потребления по железным дорогам. Надо электроэнергию передавать по проводам", - предложил Рашевский.

"Вторая большая тема, которая несколько лет назад обсуждалась и затихла, это широкомасштабный экспорт электроэнергии в Китай. Строительство электростанций на нашей территории. Надо сказать "да" или "нет", будет или не будет. Но это проект, который заслуживает внимания", - сказал гендиректор СУЭК.

Ссылки по теме Медведев: почему перевозка угля дороже, чем добыча

Он подчеркнул, что для энергетической отрасли ключевым фактором является экспорт. "В Европе роста рынка уже не будет, наша доля 30%. Дай Бог сохранить эту долю. Вместе с тем азиатский рынок растет очень быстро. Он сегодня составляет 700 млн тонн, будет удваиваться. Наша доля там "пипеточная" - 4%", - заявил Рашевский, уточнив, что Россия поставляет в Поднебесную 30 млн тонн энергетического и коксующегося угля.

"Увеличить долю существенно - не есть большая проблема. Мы находимся близко к ключевым потребительским рынкам - Япония, Корея, Китай и все прочие. Значительно ближе, чем наши конкурирующие поставщики типа Австралии, Индонезии", - подчеркнул глава СУЭК.

По его словам, здесь ключевым фактором становится инфраструктура. "Нам надо понимать, будет ли развиваться инфраструктура на Дальний Восток. И для нас принципиально важный вопрос - с учетом крайней чувствительности всех инвестиционных проектов, реализуемых в угольной отрасли, - долгосрочной предсказуемости динамики железнодорожных тарифов. Если будет расти по инфляции - одна история, если будет какой-то структурный скачок, инвестиционных проектов такого типа не будет. Это важно всем участникам понимать", - подчеркнул Рашевский.

Он также обратил внимание на вопрос недостатка инвестиций и узкие места в трудовом законодательстве применительно к угольной отрасли.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Главные вопросы угольной

Поделитесь с друзьями: