InvestFuture

Альтернативная стратегия развития регионов Глазьева

Прочитали: 641

Руководство Иркутской области ведет разработку новой модели социально-экономической политики на региональном уровне с учетом рекомендаций советника президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергея Глазьева.

В отличие от основного акцента на проведении новой денежно-кредитной политики, отличной от текущего курса Банка России, за которую выступает Сергей Глазьев, на региональном уровне главным фактором в рамках "Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года", разрабатываемой в регионе, главный акцент сделан на концепции усиления роли государства и введении системы планирования с определением конкретных целей и приоритетов развития.

В документе отмечается, что приоритеты социально-экономической политики региона выбраны с целью развития человеческого потенциала, создания условий для закрепления населения на территории Иркутской области и экономического роста. С учетом опыта реализации предыдущих документов стратегического планирования, анализа социально-экономического положения региона и текущих проблем в различных сферах деятельности тремя ключевыми приоритетами развития определены "Достойные условия жизни", "Возможности для работы и бизнеса" и "Высокий уровень управления".

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, выступая на II-м заседании межрегиональной общественной инициативной группы "Бюджетная политика. Проблемы социально-экономического развития регионов" в Госдуме 8 декабря 2017 г., рассказал о результатах, которых удалось достичь с применением ряда положений стратегии.

"Уважаемые коллеги, еще два года назад Иркутская область находилась в очень непростой ситуации: ускорялся рост дефицита бюджета и государственного долга, снижался доходный потенциал региональной экономики, решался вопрос о секвестровании областного бюджета.

Назову несколько показательных цифр. В 2015 г. дефицит консолидированного бюджета составлял 9,9 млрд руб., по данному показателю область находилась на 75-м месте по Российской Федерации. Объем государственного долга составлял 21,1 млрд руб., область имела 44-ю позицию в рейтинге регионов по объему долговых обязательств. В 2014-2015 гг. доходы консолидированного бюджета на душу населения в Иркутской области были ниже общероссийского уровня на 15%, по данному показателю область находилась в четвертой десятке регионов России. Темп роста налоговых и неналоговых доходов был ниже общероссийского уровня в среднем на 4-6%, по данному показателю область находилась в аутсайдерах.

Что удалось сделать

В конце 2015 г. мною была поставлена задача изменить систему бесконтрольного наращивания госдолга, разработать меры по существенному росту доходной части бюджета, а также увеличить объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям из областного бюджета.

В 2016 г. правительством Иркутской области был разработан антикризисный план, который направлен на наращивание собственного доходного потенциала региона; закреплена консервативная модель развития региональной экономики.

Принимаемые правительством региона меры позволили нарастить налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2016 г. на 24,6 млрд руб., или на 23%, к уровню 2015 г. По темпу роста налоговых и неналоговых доходов Иркутская область лидирует среди субъектов СФО и занимает 7-е место в России.

Бюджеты 2016 и 2017 гг. стали лучшими по доходам за всю историю Иркутской области. По динамике суммарных доходов консолидированного бюджета в 2016 г. Иркутская область является абсолютным лидером в Сибири и заняла 5-е место в России.

В результате принятых мер Министерство финансов Российской Федерации в 2016 г. присвоило Иркутской области 1-ю степень качества управления региональными финансами. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по рейтингу Иркутской области с "негативного" на "стабильный", а буквально пару дней назад повысило наш рейтинг до суверенного рейтинга страны – максимально возможного в Российской Федерации.

За 9 месяцев 2017 г. рост налоговых и неналоговых доходов существенно опережает общероссийский уровень (на 4,2%). По темпу роста налоговых и неналоговых доходов Иркутская область находится на 18-м месте среди субъектов РФ.

За последних два года, благодаря оптимизации бюджетных расходов и поддержанию высокого уровня долговой устойчивости, удалось снизить государственный долг Иркутской области. Объем государственного долга с 1 января 2016 г. уменьшен на треть (на 7,3 млрд руб., или 34,6%) и по состоянию на 1 октября 2017 г. составляет 13 млрд 779 млн руб. Иркутская область занимает 30-е место в России по объему госдолга, улучшив свои позиции в рейтинге регионов на 14 пунктов к уровню 2015 г.

Полагаю, что имеет смысл применять к регионам, показывающим успехи в мобилизации налогов, более справедливую систему поощрений. Сейчас такая система поощрения успешных регионов в Российской Федерации отсутствует. Это позволит стимулировать глав субъектов РФ к более эффективной деятельности в сфере мобилизации налоговых платежей. Кроме того, повысится эффективность в сфере бюджетно-финансового планирования, увеличатся межбюджетные трансферты муниципальным районам и городским округам Иркутской области.

В настоящий момент большинство макроэкономических индикаторов региональной экономики показывают положительную динамику, но есть и проблемные. Уже не первый год в России наблюдается падение реальных доходов населения, Иркутская область не стала исключением. Россияне беднеют четвертый год подряд. Напомню, реальные располагаемые денежные доходы населения — это номинальные доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на уровень инфляции.

Проблема в том, что темпы роста инфляции и обязательных платежей остаются до сих пор высокими. Это и стоимость продукции и услуг ресурсоснабжающих организаций (сфера ЖКХ), и новые виды платежей, например относительно новый взнос в фонд капремонта, налоговые ставки, выплаты по кредитам. Люди стало гораздо больше выделять денег на постоянные расходы, при этом зарплата несильно изменилась. Полагаю, что все еще высокая инфляция в ресурсоснабжающем секторе – одна из ключевых макроэкономических проблем в стране. Продукция и услуги инфраструктурных монополий (стоимость тепловой и электрической энергии, воды, транспортных услуг, топлива) формируют стоимость продукции других отраслей. Они генерируют мощнейший инфляционный импульс в экономику, который, распространяясь, раскручивает инфляционную спираль.

Это так называемая инфляция издержек. В России ее не могут победить долгие годы. В монополизированных секторах экономики часто происходит фиктивное раздувание издержек. Получается так, что на конкурентных рынках цены падают, а на монополизированных - растут. В ряде случаев неэффективность монополий компенсируется из региональных бюджетов через механизм субсидирования выпадающих доходов. Вот конкретный пример. По данным нашей службы по тарифам, объем выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащих компенсации из бюджета Иркутской области, увеличился с 2014 г. (220,2 млн руб.) практически в три раза и составил 601,6 млн руб.

Это будет продолжаться бесконечно, если не усилить систему государственного антимонопольного регулирования. Полагаю, что при регулировании тарифов инфраструктурных монополий необходимо применять понижающие коэффициенты относительно прогнозного уровня инфляции. Это позволит более эффективно сдерживать инфляцию, затормозит рост обязательных платежей и, как следствие, приведет к повышению реальных доходов населения".

В рамках стратегии развития регионов и долгосрочных перспектив развития всех муниципальных образований Иркутской области с учетом планируемых к реализации комплексных инвестиционных проектов были выделены будущие опорные территории развития (ОТР) с основными специализациями.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 45, среднее: 4.51 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Альтернативная стратегия

Поделитесь с друзьями: