InvestFuture

Ближний Восток делает ставку на Китай

Прочитали: 1192

Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке фокусируется на энергетике и экономике, избегая при этом важных геополитических проблем. Однако если говорить о таком нестабильном регионе, как Ближний Восток, открытым остается вопрос, как долго можно придерживаться такого подхода.

Похоже, лидеры Ближнего Востока стремятся завоевать расположение Китая. И пока регион гудит от критики политики США, его политические элиты направляются в Пекин, чтобы подписать широкий спектр двусторонних соглашений. Например, президент Египта Абдель Фаттах эль-Сиси шесть раз посещал Китай с 2014 года.

Основная часть отношений между правительствами Китая и Ближнего Востока сосредоточена на энергетических и экономических вопросах. Однако сотрудничество все в большей мере охватывает новые области, например, оборону. Кроме того, Саудовская Аравия и ОАЭ намерены включить китайский язык в свои национальные учебные программы. Обе страны (и другие страны региона) поддерживают преследование Китаем мусульманского уйгурского населения. На Западе это широко осуждается.

В итоге возникает 2 вопроса. Почему страны Ближнего Востока делают ставку на Китай? В какой степени Китай может заполнить политический вакуум в регионе на фоне ухода Америки?

Если быть откровенными, вновь обретенная любовь правительств стран Ближнего Востока к Китаю несколько озадачивает. Консервативные арабские режимы всегда с подозрением относились к коммунистическому Китаю. Они установили с ним дипломатические отношения только в 1980-х или начале 1990-х годов. Более того, у многих стран региона давние оборонные связи с США. Тем не менее, некоторые из этих союзников США, особенно Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия, подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Китаем.

Эти события вызвали беспокойство в Вашингтоне. Правительство США сообщило Израилю о своей озабоченности по поводу сотрудничества с Китаем в сфере чувствительных технологий. Особое внимание привлекает выход китайских технологических компаний Huawei и ZTE на израильский рынок.

Все эти эпизоды показывают одно из основных различий между США и Китаем в том, что касается альянсов и партнерств, по крайней мере, на Ближнем Востоке. Помня о своем более низком региональном положении по сравнению с США, Китай стремится избегать ситуаций, в которых правительствам придется выбирать между двумя державами. А Америка часто хочет, чтобы ее союзники сделали именно такой выбор. Правительства большинства стран Ближнего Востока должны восстановить баланс между двумя странами, что, вероятно, вызовет трения с обеих сторон.

Несколько факторов делают Китай привлекательным партнером для ближневосточных правительств. В Китае динамично развивается экономика, его лидеры очень подозрительно относятся к народным восстаниям и демократизации. Их главные внешнеполитические приоритеты - экономическая связь, безопасный поток энергоресурсов, защита региональных инвестиций. Китай хочет экспортировать сырьевые товары, а не политические идеи, на Ближний Восток.

Более того, как и Китай, многие ближневосточные режимы пытаются укрепить свою легитимность за счет экономического роста и развития, а не реальных политических реформ. Помня о восстаниях Арабской весны 2011 года во всем регионе, ряд правительств объявили об амбициозных национальных планах развития, направленных на повышение уровня жизни. Это Видение-2030 в Саудовской Аравии и Видение-2035 в Кувейте. Достижения Китая в области экономического развития без политических реформ привлекает арабских автократов.

Более крепкие связи с Китаем и Россией остаются привлекательным вариантом для ближневосточных правителей, так как у них сложные отношения с Западом. Примером тому послужила поездка крон-принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана в Азию в начале этого года. Это произошло всего через несколько месяцев после убийства журналиста Джамала Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Отвергнутый Западом, бин Салман пытался восстановить свой международный имидж.

Иран – это совсем другой случай. Тем не менее, усиливающаяся изоляция страны от Запада подталкивает его к более тесному сотрудничеству с Китаем. Когда США вышли из иранской ядерной сделки 2015 года и вновь ввели санкции, Исламской Республике стали необходимы более тесные отношения с Китаем. Китай в полной мере воспользовался этим и заставил Иран пойти на его условия двусторонних отношений и торговли.

Тем не менее, Китай осознает свою ограниченную способность играть значимую роль в решении сложных политических проблем и проблем безопасности на Ближнем Востоке. Это израильско-палестинский конфликт или кризис в Сирии. Здесь США по-прежнему остаются основным игроком.

Но влияние Америки не так уж плохо для Китая: не должно быть серьезного конфликта между интересами Китая и США в регионе. Несмотря на военно-морские базы в Джибути и Гвадаре в Пакистане, Китай не стремится расширить политическую роль на Ближнем Востоке. Заявленная цель Америки по обеспечению региональной стабильности помогает защищать экономические и энергетические интересы Китая.

В отличие от США, у Китая нет каких-то особых отношений ни с одной ближневосточной страной. В итоге он старается избегать важных геополитических проблем и извлекает выгоду из недовольства властей политикой США, чтобы продвигать экономические интересы. Однако, учитывая, что Ближний Восток – это нестабильный регион, главный вопрос в том, как долго можно будет придерживаться такого подхода.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 49, среднее: 4.53 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Ближний Восток делает

Поделитесь с друзьями: