Банковская ассоциация "Россия" направила в ЦБ предложения по смягчению наказания для клиентов, нарушивших антиотмывочный закон.
Малый бизнес летом 2017 7. столкнулся с массовыми блокировками счетов из-за незнания антиотмывочного закона, сообщали ранее "Вести. Экономика".
ЦБ начал формирование "черного списка" компаний - нарушителей закона - и рассылку его банкам с июня текущего года.
В этом списке компании, которым отказано в обслуживании или проведении банковских операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона. Число "нарушителей" в списке выросло с июня по октябрь с 200 тыс. до 460 тыс.
Многие попадают в список из-за незнания закона 115-ФЗ.
Чтобы не попасть в "черный список", компания должна выполнять ряд требований. Например, общая налоговая нагрузка от дебетового оборота за 90 и 180 дней должна быть не менее 0,9% и соответствовать показателям по отрасли. Не допускаются большие переводы гражданам и большие суммы снятия наличных.
Банковская ассоциация "Россия" попросило ЦБ смягчить наказание для компаний, попавших в черный список. "Вести. Экономика" ознакомились с предложением банкиров и ответом регулятора.
Среди предложений – ввести срок давности наказания нарушения 1-3 года, после которого нарушителя исключают из списка. Банки также предлагают ввести испытательный срок до 3-х месяцев для впервые попавших в черный список.
Банк России заявил, что примет во внимание предложения ассоциации.
Ассоциация "Россия" провела опрос кредитных организаций в рамках создания механизма реабилитации компаний из "черного списка". По оценке 70% участников опроса, в списках отказников количество добросовестных клиентов, по которым за последний год наблюдалось два и более отказа в проведении операций, превышает статистическую погрешность в 5%. Среди лиц, обслуживание которых было прекращено по основаниям, предусмотренным законом 115-ФЗ, доля добросовестных клиентов, по оценке большинства опрошенных, не превышает 5% и чуть менее чем у четверти опрошенных находится в пределах 5-10%.
Наибольшее количество добросовестных клиентов оказываются в списках отказников по причине отказа в заключении договора банковского счета (вклада). Четверть банков оценивают их долю более чем в 30%, а почти по 20% опрошенных считают, что их 10-30%.
Часто критерии отказа в открытии счета носят субъективный характер, в них велика доля отказов по принципу лучше отказать, чем тратить ресурсы на углубленный анализ и мониторинг клиента.
Несмотря на вышеприведенные данные, 96% участников опроса считают списки отказников полезным инструментом, а почти 30% полагают, что с их помощью решается задача прекращения миграции недобросовестных клиентов из одной кредитной организации в другую.