Москва, 19 апреля. Сумма долга регионов России перед бизнесом по муниципальным и государственным контрактам на 1 марта 2017 г. составила 19,3 млрд руб., заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на совещании в Ярославле по вопросам состояния законности в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам.
Органы прокуратуры в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах проводят значительную работу, направленную на погашение задолженности перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам.
С этой целью прокуроры внесли 3,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 1,8 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 156 - к административной. В органы государственной власти и местного самоуправления направлена 51 информация, 27 материалов передано в органы предварительного расследования для организации процессуальных проверок, по 15 из них возбуждены уголовные дела.
Благодаря прокурорскому вмешательству за полтора года уже погашена задолженность перед предпринимателями на сумму около 21,7 млрд руб. (в Краснодарском крае - 6 млрд руб., в Московской области – 3,1 млрд руб., в г. Москве – 1,7 млрд руб., в Брянской области – 1,5 млрд руб., в Ярославской и Орловской областях - по 1 млрд руб.).
Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация в данной сфере остается сложной. Выявленный прокурорами субъектов Северо-Западного, Северо-Кавказского, Центрального и Южного федеральных округов совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам на 1 марта 2017 г. составил около 19,3 млрд руб.
Госконтракты заключаются при пустой казне
Проведенный анализ показал, что основными причинами образования долгов перед предпринимателями являются дефицит бюджетов различных уровней, заключение государственными и муниципальными заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, включение в них незаконных условий, а также неправомерное уклонение заказчиков от исполнения взятых обязательств, отметил Чайка.
При этом органами государственной власти и местного самоуправления игнорируются требования законодательства о заключении контрактов только при наличии финансовых ресурсов на их исполнение.
Кроме того, неоплата исполненных контрактов порождает дополнительные бюджетные расходы в виде судебных издержек и штрафных санкций.
К примеру, в Краснодарском крае общая сумма штрафных санкций и дополнительных расходов бюджета за несвоевременное исполнение контрактов составила 200 млн руб., Республике Дагестан – 173,3 млн руб., Москве – 66,7 млн руб., Псковской области – 31,4 млн руб., Орловской области – 17,7 млн руб., Брянской области – 11,4 млн руб., Волгоградской области – 5,6 млн руб.
В целях недопущения таких расходов прокурорами нарабатывается практика предъявления регрессных исков о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств с ответственных за задержки лиц.
Откаты в действии
В некоторых случаях заказчики совершают преступные действия, направленные на получение для себя выгоды за подписание актов сдачи-приемки выполненных работ, при наличии задолженности по исполненным контрактам оплачивают афиллированным структурам невыполненные ими обязательства, подчеркнул генпрокурор.
Так, по материалам проверки прокуратуры г. Брянска возбуждено и расследуется уголовное дело по фактам оплаты должностными лицами ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" невыполненных работ при наличии задолженности по исполненным государственным контрактам в размере свыше 20 млн руб.
В Республике Коми в суд направлено уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении руководителя администрации городского округа "Инта" по фактам неправомерного требования передачи ему денежных средств в размере 20% от цены заключенных с коммерческими организациями 40 муниципальных контрактов за последующую беспрепятственную их оплату. Общая сумма перечисленных чиновнику хозяйствующими субъектами денежных средств составила около 18,9 млн руб.