InvestFuture

Китай ведет медийную войну за влияние на мировой арене

Прочитали: 639

Пекин расширяет свою способность оказывать влияние на общества по всему миру, применяя мягкую силу. Лучше всего это видно на примере инициативы «Один пояс – одна дорога».

Однако наряду с ней Китай предпринимает еще одно, не столь заметное усилие, которое может иметь даже более глубокие последствия для внешней политики Китая. Пекин расширяет влияние в западной прессе. Государственные медийные компании Китая все больше интегрируются с западными новостными агентствами, оказывая в итоге значительное влияние.

В частности, Коммунистическая партия Китая усилила влияние на дискуссии о Китае за его пределами, чтобы попытаться подавить критику и заставить международные СМИ отзываться о Китае в позитивном ключе. В 2018 году крупнейшее государственное информационное агентство Китая Синьхуа объявило о расширении сотрудничества с американским информагентством Associated Press. Синьхуа заявило, что два информационных агентства наладили сотрудничество в таких областях, как новые медиа, экономическая информация и применение искусственного интеллекта.

Комиссия по обзору вопросов экономики и безопасности между США и Китаем предупредила, что Синьхуа стремительно расширяет влияние по всему миру, пытаясь дискредитировать западные СМИ. В ответ на запрос Конгресса о сфере действия соглашения между AP и Синьхуа AP утверждало, что Синьхуа не станет оказывать влияние на его отчетность и не получит доступ к конфиденциальной информации AP. После вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году ни одно американское СМИ не хотело налаживать партнерские отношения с RT или новостным агентством Sputnik. Учитывая озабоченность по поводу влиятельных медиа-компаний, некоторые члены Конгресса США опасались, что деятельность Пекина в Америке будет нести аналогичную угрозу.

Как и другие могущественные страны, включая Америку, Китай использует культурные программы и СМИ, чтобы укрепить свое влияние на мировом уровне. Но сейчас Пекин расширяет свое влияние в гораздо больших масштабах. Китаю гораздо легче оказывать глобальное влияние с помощью государственных СМИ, аудитория которых составляет сотни миллионов людей по всему миру. Он вкладывает деньги в такие каналы, как Китайская глобальная телевизионная сеть, превращая их в крупные мировые медиаплощадки, как это сделала Россия с RТ и Sputnik. Китайские соцсети и платформы обмена сообщениями также захватывают мировое пространство, благодаря чему Пекину проще распространять информацию Синьхуа и других государственных платформ на большее число пользователей социальных сетей за пределами Китая.

Также Пекин работает над расширением работы СМИ Китая, используя государственные СМИ для обучения иностранных журналистов, особенно из развивающихся стран. Например, журналистам из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки предлагается посетить Китай, чтобы поучаствовать в семинарах и курсах, на которых им предложат официальную точку зрения о внешней и экономической политике Китая. Кроме того, недавно прокитайские бизнес-магнаты купили местные СМИ в Южной Африке, что открыло Пекину прямой доступ к целевым рынкам.

Прокитайские владельцы бизнеса также готовы выделять определенные суммы, чтобы оказывать влияние на институты, университеты, аналитические центры за рубежом. Проект Института Конфуция в Китае, реализуемый министерством образования, помогает организовать программы изучения китайского языка и культуры в университетах по всему миру, в том числе в Америке. Некоторые институты Конфуция добились успеха в некоторых странах, однако в других странах они столкнулись с негативной реакцией. Там их деятельность воспринимают как попытку усилить влияние Коммунистической партии Китая. Некоторые институты не только содействовали изучению китайского языка и культуры, но и создали атмосферу самоцензуры в некоторых университетах по вопросам, которые считаются неудобными для Пекина.

По всему миру создаются новые пропекинские аналитические центры, некоторые из которых финансируются непосредственно правительством, а другие пропекинским бизнесом. И наибольшего успеха в развитии исследовательских институтов и деловых организаций Китай добился в Юго-Восточной Азии. В Таиланде посольство Китая наладило тесные связи с несколькими известными деловыми и культурными организациями. Именно они за последнее десятилетие стали рупорами целей Пекина по всему региону. Однако в 2017 году правительство Германии предъявило обвинение Пекину в том, что он использовал LinkedIn и другие соцсети, чтобы завербовать более 10 тыс. граждан в разведывательные операции, включая законодателей и государственных служащих.

Сейчас задача многих стран состоит в том, чтобы провести различие между доброкачественными видами культурного и политического развития и потенциально опасным влиянием и вмешательством. Многие западные спецслужбы сосредоточены на информационной войне в России, и сравнительно немногие выделяют тот же объем ресурсов, чтобы выявить операции Китая, направленные на развитие влияния за рубежом.

И пока западные СМИ распространяют кадры с протестами в Гонконге, Китай молча ведет закулисную игру, чтобы создать альтернативный мировой порядок. Рисуется картина сильного, бескорыстного Китая, которому не нужно ничего, кроме как жить в гармоничном мире. Для Пекина борцы за свободу в Гонконге - не что иное, как кучка смутьянов, и Китай делает все, чтобы мировые СМИ соответствовали его нарративу. Многие, кто получает новости со всего мира, не подозревают, что именно Китай создает большую часть новостных сообщений, которые они видят ежедневно. Между тем закулисная война СМИ в Пекине усиливается с каждым месяцем. Рано или поздно она станет более явной, но тогда большая часть мира вынуждена будет принять картину мира Пекина.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.57 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Китай ведет медийную

Поделитесь с друзьями: