InvestFuture

Новак: рынок нефти будет сбалансирован к 2019 году

Прочитали: 781

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак заявил о том, что в рамках соглашения ОПЕК+ в 2018 г. ведущим нефтедобывающим странам удастся устранить излишнее предложение на мировом рынке нефти.

Александр Новак заявил о том, что ребалансировка спроса и предложения "идет полным ходом", отметив, что из 340 млн баррелей излишнего предложения на нефтяном рынке осталось примерно 120 млн баррелей и к концу года эти излишки будут устранены.

Об этом глава Минэнерго РФ сообщил в эксклюзивном интервью корреспонденту телеканала "Россия 24" Александре Суворовой в кулуарах министерской встречи мониторингового комитета ОПЕК+ в Омане.

Министр отметил беспрецедентно высокий уровень выполнения соглашений по сокращению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ между странами, входящими в организацию, а также Россией и другими странами вне ОПЕК.

Глава Минэнерго также прокомментировал двусторонние переговоры на полях встреч ОПЕК+, отметив, что они способствуют развитию двусторонних отношений России с другими странами.

– Александр Валентинович, добрый день!

– Здравствуйте!

– Первый вопрос связан итогов переговоров мониторингового комитета ОПЕК+ в Омане. У вас были встречи с вашими визави из Кувейта и Саудовской Аравии, о чем вы говорили?

– Действительно, завершилось 7-е заседание министерского мониторингового комитета. Основная задача, которая рассматривалась, - подвести итоги соглашения за период 2017 года. Был подготовлен анализ текущей ситуации, были сделаны прогнозы до конца 2018 года.

В целом, я хотел бы отметить, что комитетом было подчеркнуто, соглашение в течение 2017 года достигает своих целей, идет ребалансировка рынка. Где-то около 2/3 излишков нефти сняты с рынка в результате совместных действий. В 2017 году цена на нефть была примерно на 30% выше, чем в 2016 году. Мы увидели оживление инвестиций в отрасль. Впервые за последние 4 года отрасль получила дополнительно 6% инвестиций.

Эти фундаментальные показатели говорят о том, что рынок позитивно реагирует на совместные действия. Мы должны сказать, что еще не достигли окончательных результатов, потому что на рынке еще около 120 млн баррелей излишнего предложения. Мы продолжаем совместные действия, как вы знаете, соглашение ОПЕК+ продлено до конца 2018 года. Следующее заседание мониторингового комитета будет проведено в апреле в Саудовской Аравии, в Эр-Рияде. Министерская встреча с участием 24 министров будет проведена в июне этого года в Вене.

– Если говорить о двусторонних встречах, которые вы провели, помимо вопросов взаимодействия в рамках ОПЕК+, какие еще вопросы по взаимодействию с этими странами вы обсуждали?

– Безусловно, на полях мониторингового комитета ОПЕК+, поскольку в нем участвует большое количество министров, мы имеем возможность встречаться и обсуждать двустороннее сотрудничество. В частности, мы провели встречу с министром энергетики Саудовской Аравии, а также с министром Кувейта.

Мы обсудили наши проекты, которые компании планируют или реализуют вместе с коллегами и из этих стран. Поскольку, как вы знаете, с Саудовской Аравией у нас подписана "дорожная карта", которая предусматривает реализацию порядка 30 проектов, мы обсудили это сотрудничество, в том числе и по линии газовой отрасли, участие партнеров из Саудовской Аравии в производстве сжиженного природного газа, его продаже, участие в сегменте переработки (upstream) нашими компаниями на территории Саудовской Аравии – обсуждался полный спектр наших взаимоотношений в энергетике.

С кувейтскими партнерами у нас тоже есть большое количество перспективных направлений, в том числе в Кувейте планируют построить атомную электростанцию и сейчас ведутся соответствующие переговоры, подана заявка со стороны "Росатома". Кроме того, мы также заинтересованы в поставках сжиженного природного газа в Кувейт: наши кувейтские коллеги заинтересованы в расширении использования СПГ в качестве источника генерации электричества. Это лишь отдельные направления, мы уверены, что такое взаимодействие на полях ОПЕК+ позволяет нам развивать двусторонние отношения с нашими коллегами из других стран.

– Говоря о сделке ОПЕК+, Россия в 2016 году обязалась сокращать добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. Как выполняются сейчас условия этой сделки и какой плюс от этой сделки для нефтяной отрасли нашей страны?

– В целом, я хотел бы сказать, что соглашение между странами ОПЕК и вне ОПЕК выполнено за весь 2017 год на 107%. Это беспрецедентный показатель. В подобных соглашениях ранее никогда не участвовали страны, не входящие в ОПЕК. При этом ОПЕК никогда не выходил на реализацию квот на 100%, были гораздо более низкие показатели.

Сегодня все пытаются все-таки соответствовать этим уровням. Россия взяла на себя обязательства сократить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Мы полностью выполняем эти обязательства: анализ за 2017 год показывает, что мы выполнили свои обязательства на уровне чуть более 100% от условленного показателя сокращения добычи. Для нас это тоже очень важно, потому что очень важно иметь доверие между партнерами, и мы считаем, что во многом благодаря этому доверию реализуется выполнение соглашений и происходит балансировка рынка. Безусловно, мы видим позитивный эффект от реализации соглашений для наших нефтяных компаний, для нефтепереработки. На рынке нефти более высокие цены, более стабильная ситуация. Это позволяет иметь более стабильную нефтепереработку.

Мы также, конечно, более значительные выгоды получаем для бюджета Российской Федерации и, в целом, для экономики Российской Федерации, потому что больше валютных средств поступает в страну, мы имеем хорошие показатели по инвестициям. Мы отмечаем, что рост инвестиций в нефтяную отрасль в прошедшем 2017 году составил более 10%. Это более стабильная ситуация, она позволяет компаниям планировать свои инвестиционные программы, свою производственную деятельность на более долгосрочный период.

– Все ли страны на сегодняшний день выполняют условия сделки ОПЕК+ в полном объеме?

– Большинство стран выполняют или перевыполняют свои обязательства, например, в ОПЕК это такие страны, как Саудовская Аравия и Кувейт. У некоторых стран перевыполнение обязательств связано с общим снижением добычи, у некоторых стран трудности связаны с низкими ценами – таких, как, например, Венесуэла. Но есть страны, которые не до конца и не в полном объеме вышли на те показатели, которые были обусловлены принятым соглашением. Это Ирак, Объединённые Арабские Эмираты. Но в последние месяцы мы видим здесь позитивную динамику, они подтверждают необходимость выходить на соответствующие целевые показатели.

– Обсуждали ли вы условия или возможные механизмы выхода из сделки?

– Что касается механизма выхода из сделки, то мы его начали обсуждать еще когда говорили в целом о сделке. Мы же понимаем, что по окончанию балансировки рынка отрасли не нужен резкий всплеск добычи. Это опять может привести к дестабилизирующим факторам. Поэтому в кулуарах и на полях наших встреч мы обсуждаем эти вопросы, они еще не дошли до стадии формализации, потому что сейчас еще не настало время. Это нужно будет делать ближе к тому времени, когда мы по итогам мониторинга и прогнозов поймем, что рынок уже окончательно движется к точке балансировки спроса и предложения.

В целом, такие механизмы обсуждаются, и они в основном сводятся к тому, что мы должны будем плавно выходить на те показатели, от которых мы снизили добычу. Кроме этого, мы также должны будет учитывать общую ситуацию не только тех стран, которые могут увеличить добычу, но и те страны, которые, по объективным причинам, не смогут наращивать добычу. Поэтому здесь нужно будет подойти более тщательно к тому моменту, когда эта балансировка наступит.

– Вы говорили, что в 2019 г. ОПЕК+ может работать в формате консультаций, в Омане уже говорили о некоем другом формате. Пока, видимо, нет единого понимания того, как это взаимодействие будет работать со следующего года?

– Вы знаете, многие министры, которые участвуют в работе мониторингового комитета, и в целом, когда мы встречались в ноябре 2017 года и продлевали сделку на 2018 год, изъявляли желание о продолжении работы после завершения сделки – проводить встречи, консультации, смотреть ситуацию на рынке и так далее. Это было бы полезно для всех сторон и не только для экспортеров, но и в целом для рынка, для потребителей. Когда страны добывают порядка 60% нефти от общего объема добычи в мире и имеют общее понимание по развитию рынка – это, безусловно, имеет позитивное влияние на всех, и на потребителей, и на экспортеров.

– Александр Валентинович, вы уже не единожды отмечали, что главным условием сделки будет не цена нефти, а баланс спроса и предложения. На сегодняшний день, как выглядит ситуация?

– Сегодня мы видим, что значительную часть пути по балансировке рынка мы прошли: как я уже говорил, из 340 миллионов баррелей излишнего предложения осталось примерно всего 120 миллионов баррелей. Мы надеемся, что такая позитивная картина по балансировке рынка будет складываться и в 2018 года. По моей оценке, до конца года мы должны выйти на достижения баланса между спросом и предложением и на то, что все излишки предложения будут ликвидированы. Однако, сейчас я бы не хотел называть конкретные даты. У нас есть возможность мониторить ситуацию и принимать решение, в принципе, в любой момент, когда этого потребует рынок. Мы будем продолжать совместную работу, очередная встреча, как я уже сказал, будет в июне 2018 года. Мы сможем рассмотреть текущую ситуацию и спрогнозировать наши действия до конца года.

– Александр Валентинович, спасибо вам за интервью.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 50, среднее: 4.5 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Новак: рынок нефти будет

Поделитесь с друзьями: