InvestFuture

Россия не ждет разрядки от второго года Трампа

Прочитали: 816

Первый год правления президента США Дональда Трампа, чья инаугурация состоялась 20 января 2017 г., не оправдал надежд на улучшение двусторонних отношений, которые связывали с ним многие политики в России. Не следует рассчитывать на разрядку и в стартовавшем 2018 г.

Алгоритмы разочарования

Таков один из главных выводов, которые можно было сделать из прозвучавших в среду оценок упомянутого периода руководителями ведущих экспертных структур.

Как напомнил гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов, новость о победе Дональда Трампа на выборах в ноябре 2016 г. депутаты Госдумы РФ встретили аплодисментами. Конечно, надежды были. Но в этом смысле минувший год стал годом разочарования.

Отношения между Москвой и Вашингтоном не улучшились, и, более того, был сломан существовавший до сих пор алгоритм двустороннего взаимодействия. Так, прежде, когда отношения между США и Россией ухудшались, далее какие-то из возникших проблем удавалось разрешить в ходе двусторонних контактов на высшем уровне. Однако полноценных президентских саммитов в 2017 г. не было, происходили лишь встречи "на полях".

И в ближайшей перспективе, по имеющейся информации, встречи Владимира Путина и Дональда Трампа не планируются, сообщил Кортунов.

Причем, оговорил он, кризис в российско-американских отношениях совпал с внутренним кризисом в США, где общество оказалось расколотым. В этих условиях Дональд Трамп изначально был обречен выступить в роли "хромой утки".

В свой первый год Дональд Трамп, по сути, оказался "блокированным" президентом, вынужденным противостоять вашингтонскому истеблишменту и СМИ, подтвердил директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.

По его словам, подобное положение также было обусловлено тем, что сам Трамп в своей предвыборной кампании предлагал немало простых и радикальных рецептов, которые оказалось затруднительно осуществить на практике. И в отношении Москвы реализовать подобные рецепты не получилось. Хотя здесь Дональд Трамп изначально ограничивался самыми общими словами: мол, было бы хорошо наладить связи с Россией.

Но и эти заявления вызвали у многих российских политиков эйфорию, на неоправданность которой указывали политические эксперты, рассказал Гарбузов.

И. в самом деле, весьма популярные в прошлом году оптимистические предсказания, связанные с приходом к власти в США Дональда Трампа, в экспертном сообществе воспринимали с известным скепсисом, ссылаясь в том числе на невнятность и противоречивость его заявлений по внешнеполитической проблематике.

Но в итоге антироссийская направленность сохраняется в американской политике в качестве постоянно действующей величины, долгосрочно закрепленной в законодательной системе США, сформулировал Валерий Гарбузоа.

На сегодня отношения между двумя странами продолжают пребывать на дне. И в этих обстоятельствах ключевым становится вопрос, что делать дальше?

Тем более что, как пояснил программный директор РСМД Иван Тимофеев, помимо нашумевшего отчета Минфина Конгрессу США с обозначением конкретных российских олигархов, близких к власти и президенту РФ, и указанием членов их семей и их доходов (что само по себе представляется недопустимым воздействием, с нарушением суверенности РФ), который ожидается в последних числах января, в текущем году запланированы еще пять сопутствующих докладов от исполнительной власти парламенту.

В том числе по вопросам возможных ограничений в отношении госдолга РФ, а также вмешательства России в американские выборы и воздействия со стороны российских СМИ.

Алгоритмы разрядки

В сложившейся конфронтационной ситуации, когда общение на высшем уровне фактически оказывается замороженным и не получается продвигать отношения сверху вниз, необходимо двигаться снизу вверх, развивая двусторонние связи в тех сферах, где это возможно: по линии контактов военных в ближневосточном регионе, взаимодействия в борьбе с терроризмом или сотрудничества в Арктике, определил Андрей Кортунов.

Так что МИД РФ, который осуществляет сегодня политику малых шагов, действует правильно, констатировал директор Института США и Канады РАН. При этом он особо отметил важность сохранения двусторонних контактов, которые продолжались даже в самые напряженные времена "холодной войны", когда действовали совместные регулирующие механизмы.

Но, может быть, с учетом существующих реалий, когда в новой стратегии национальной безопасности США Россия именуется противником, когда в докладе конгрессменов-демократов предлагается создать специальную службу для противодействия влиянию РФ и когда готовится новая волна антироссийских санкционных ограничений, следовало бы, не отвлекаясь более на отдельные персоналии (и того же много обещавшего президента Трампа), признать сегодняшнее наличие той самой "холодной войны", действуя далее сообразно данному обстоятельству?

Отвечая на этот вопрос "Вести. Экономика", Валерий Гарбузов счел необходимым напомнить: сегодняшние отношения между РФ и США развиваются посредством двух спиралей – конфронтационной и санкционной, и свой вклад в их поддержание вносят обе стороны.

В подобных ситуациях, когда одна сторона предпринимает новые ограничительные меры, вторая прибегает к контрдействиям. Но нынешнее положение дел таково, что механизм зеркального реагирования, похоже, утрачивает актуальность.

При известной ограниченности набора практических ответных мер у России, очевидно, следовало бы особое внимание уделить тактике асимметричного ответа.

С тем чтобы, защищая собственные интересы, не навредить еще больше самим себе, резюмировал директор Института США и Канады РАН.

В этой связи он также назвал бесперспективным вариант перехода к организованному правовому противодействию новым санкциям с направлением исков в международные суды.

С учетом того, что в различных международных структурах зачастую доминируют США и их союзники, которые способны использовать соответствующий инструментарий против России (о чем свидетельствует и недавний иск стран ЕС в ВТО из-за введения ограничений на ввоз свинины в РФ), не видит смысла в подобных апелляциях и Иван Тимофеев.

Тем не менее, счел необходимым внести оптимистическую ноту Андрей Кортунов, в дальнейшем и тут возможны обнадеживающие повороты: например, вследствие предполагаемого постепенного размывания режима санкций ЕС против России в случае улучшения ситуации на Украине.

К тому же за первый год правления Трампа у европейских государств также появилось немало вопросов, в частности в связи с угрозами Вашингтона о выходе из ядерной сделки с Ираном и его излишне агрессивной риторикой в отношении КНДР.

И здесь главное, чтобы в итоге Америка и Европа не выступили против России единым фронтом, заключил директор РСМД.

В былые времена разрядке между тогдашним СССР и США также поспособствовало предшествовавшее ей потепление на европейском направлении, добавил Гарбузов. К слову, уточнил он, в отличие от американского, европейский санкционный режим в отношении РФ, который продлевается каждые полгода, можно было бы пересмотреть быстрее и проще.

Таким образом, второй главный вывод аналитиков заключается в том, чтобы, более не рассчитывая на прорыв от Дональда Трампа, попытаться малыми шагами продвинуть свои позиции в различных перспективных направлениях.

Одним из них теоретически остается и американский Белый дом, от непредсказуемого хозяина которого также возможно ожидать - пусть и малого - доброго дела в отношении РФ, до того как кто-то когда-нибудь сменит его.

И в любом случае эта история учит тому, что аплодировать следует только при избрании собственного президента.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 43, среднее: 4.44 из 5)
InvestFuture logo
Россия не ждет разрядки

Поделитесь с друзьями: