Счетная плата по итогам 2018 г. заявила о неполном выполнении майских указов президента РФ и в текущем году подготовит доклад о достижении национальных целей.
В 2018 г. Счетная палата провела анализ выполнения майских указов президента РФ 2012 г., сообщается в опубликованном годовом отчете контрольного ведомства.
Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин на словах предупреждал о рисках невыполнения майских указов, но сегодня ведомство опубликовало официальный отчет.
По итогам 2018 г. не достигнут ряд ключевых показателей:
• увеличение объема инвестиций планировалось не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% – к 2018 г. В соответствии с данными Росстата значение показателя в 2018 г. составило 20,6% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 2017 г. и составило 21,4% ВВП;
• увеличение производительности труда к 2018 г. планировалось в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. Росстат отмечает с 2014 по 2017 гг. отсутствие устойчивого роста производительности труда. Хотя данных Росстата за 2018 г. еще нет, можно утверждать, что целевое значение достигнуто не будет, заявили в Счетной палате.
• увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. планировалось в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. В 2018 г., таким образом, этот показатель должен был составить 25,61%, но в соответствии с данными Росстата показатель за 2017 г. составил 21,6%, а за 2018 г. – 21,3%;
• превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен планировалось довести до уровня не более 2,2 процентного пункта. На конец 2018 г. значение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту в рублях (9,56% - Банк России) по отношению к инфляции (4,26% – Росстат) составило 5,3 процентного пункта.
15 апреля 2019 г. глава Минэкономразвития Максима Орешкина заявил, что нет причин пересматривать цели майское указа президента РФ, а отставание по инвестициям от целевых показателей связано с обязательствами России в рамках сделки ОПЕК+.
В 2019 г. Счетная палата продолжит работу по анализу данных показателей. В феврале 2019 г. Счетная палата РФ сообщила о запуске информационного сервиса по мониторингу достижения целей, поставленных в майском указе президента России.
Планируется подготовить доклад по комплексной оценке достижения целей майских указов 2012 г.
- Орешкин и Кудрин спорят о выполнении майского указа
Анализ национальных проектов позволил уже на предварительной стадии выявить риски недостижения стратегических целей РФ.
Серьезным недостатком системы показателей национальных проектов является отсутствие организованного статистического наблюдения по ним.
В результате к моменту утверждения паспортов национальных проектов более 75% показателей не имели утвержденных методик расчета и не были включены в федеральный план статистических работ.
В ряде случаев значения целевых показателей носили предварительный характер и должны были уточняться после утверждения методик, включая базовые значения показателей.
При этом методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ) предусмотрено требование по разработке и утверждению методик расчета показателей не позднее декабря 2019 г. В связи с этим велика вероятность уточнения плановых значений показателей и оценки хода реализации национальных проектов не ранее 2020 г.
"Отсутствие достоверной информации о значениях целевых показателей создает риски принятия недостаточно обоснованных или несвоевременных решений в ходе реализации национальных проектов.
Анализ ожидаемых результатов федеральных проектов, утвержденных в составе паспортов национальных проектов, также выявил ряд недостатков. Отдельные результаты не в полной мере характеризовали решение соответствующих задач или носили обеспечивающий характер (например, утверждение нормативных правовых актов или методических документов, предоставление межбюджетных трансфертов и другие).
В случаях, когда ожидаемые результаты были представлены числовыми характеристиками, сведения об организации статистического наблюдения по ним отсутствовали.
Неопределенность результатов федеральных проектов также создает риски принятия неверных или несвоевременных решений о ходе национальных проектов".
Значительное количество целевых показателей национальных проектов вычисляется с годовой периодичностью.
При этом более 77% ожидаемых результатов реализации национальных проектов запланированы на четвертые кварталы, в связи с чем проведение регулярного мониторинга в течение года не представляется возможным.
Таким образом, ключевыми инструментами осуществления мониторинга национальных проектов становятся планы их реализации и объемы освоенных средств федерального бюджета, что представляется недостаточным, заявили в Счетной палате.
Анализ интеграции национальных проектов в государственные программы Российской Федерации и реализации ранее запланированных мероприятий приоритетных проектов в рамках национальных проектов выявил ряд проблем. Так, цели и задачи национальных проектов и государственных программ Российской Федерации оказались недостаточно согласованы. Отмечались случаи, когда цели и задачи национальных проектов не были отражены в госпрограммах. Проекты паспортов госпрограмм в ряде случаев не содержали параметры финансового обеспечения, содержащиеся в проектах паспортов национальных проектов.
Новый майский указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 7 мая 2018 г., сообщали "Вести. Экономика". В президентском указе обозначены основные направления развития экономики и социальной сферы России до 2024 г.
Среди ключевых целей, которые предполагается достигнуть в этот срок, в частности, отмечены улучшение показателей рождаемости, продолжительности возраста, а также ряд других демографических показателей; вхождение экономики России в число 5 наиболее крупных по объемам ВВП стран мира; сокращение в 2 раза уровня бедности в стране; сохранение стабильно низких темпов инфляции (не выше 4%), а также ряд других задач.
Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты
"Счетная палата будет более строго следить за выполнением национальных целей и национальных проектов.На базе независимого мониторинга будем оперативно и наглядно показывать, каких результатов удается достичь, – текущее значение и отклонение от целевого на последнюю отчетную дату".