InvestFuture

Каждый должен заниматься своим делом: НПФ – работать с пенсионерами, а УК – управлять активами НПФ

Прочитали: 375

Рынок пенсионных накоплений к 2020 году может достичь 13 триллионов рублей. О том, как заставить эти деньги работать на фондовом рынке, а также о стратегии работы управляющих компаний с пенсионными фондами рассказал в интервью агентству "Прайм" руководитель бизнеса портфельных инвестиций "ВТБ Капитал Управление инвестициями" Владимир Потапов. Он также поделился итогами интеграции "ВТБ Капитал Управление инвестициями" и УК Банка Москвы, планами по созданию новых паевых фондов и внедрению системы white-label на российском рынке.

Расскажите о стратегии работы компаний "ВТБ Капитал Управление инвестициями" на ближайшие годы – в чем вы видите приоритеты развития?

Наша стратегия заключается в построении диверсифицированного бизнеса для присутствия во всех сегментах управления активами. Мы хотим стать продуктовой фабрикой, задачей которой является предоставление качественного продукта по управлению активами всем группам клиентов.

Уже сейчас у нас диверсифицированная сеть агентов, которая насчитывает более 700 пунктов по всей России. Причем, это не только банки группы ВТБ – ВТБ24, Банк Москвы и Транскредитбанк, но и другие банки – Ситибанк, ОТП Банк и т.д. Нашей задачей является развитие агентской сети, чтобы наш продукт был доступен каждому заинтересованному.

А сколько активов у вас сейчас в управлении?

За прошлый год активы под нашим управлением выросли в 2,5 раза, и суммарно сейчас мы управляем более чем 90 миллиардами рублей. В ПИФы инвестировано порядка 7 миллиардов рублей, остальное приходится на доверительное управление активами крупных клиентов и институциональных инвесторов. Я думаю, что пропорция, при которой до 10-15% активов под управлением будет приходиться на открытые ПИФы, сохранится в ближайшее время.

Каковы ваши планы на этот год?

С начала 2012 года мы уже увеличили объем активов под управлением на 15 миллиардов рублей. В наших планах – преодолеть отметку в 100 миллиардов рублей до конца 2012 года, а к концу 2013 года иметь в доверительном управлении 5 миллиардов долларов, то есть порядка 160 миллиардов рублей. Хотя есть вероятность, что этих показателей мы достигнем уже в этом году.

За счет чего?

За счет крупных проектов институциональных инвесторов. Мы видим огромный интерес к нашим продуктам и услугам, работа с клиентами ведется постоянно. Кроме того, все больше пенсионных фондов переходят от кэптивной структуры управления к диверсифицированному набору управляющих, страховые компании начинают смотреть на фондовый рынок, рынок ЗПИФов активно растет. Все это помогает нам создавать новые продукты для управления активами взыскательных и требовательных клиентов.

Какие новые продукты готовите в настоящее время?

У нас много разных идей, начиная от идеи фондов, инвестирующих на товарных рынках или в какие-то отдельные группы акций и заканчивая специальными продуктами для крупных частных инвесторов. Наша стратегия управления активами чуть более консервативна, чем в целом рынок, поэтому мы предлагаем продукты с полной или частичной защитой капитала.

В ближайшее время мы планируем запустить фонд глобальных акций, ориентированный на компании, выплачивающие высокие дивиденды на протяжении длительного времени.

Это будет открытый ПИФ, рассчитанный на широкий круг инвесторов – и на розничных инвесторов, и на крупный частный капитал. Поэтому цена входного билета невелика – до 50 тысяч рублей. Правила фонда уже зарегистрированы, вступят в силу (инвестдекларация) через месяц.

В акции каких компаний будет инвестировать фонд?

Ответ: В ликвидные акции крупных публичных компаний по всему миру, выплачивающие большие дивиденды на протяжении продолжительного времени. С точки зрения конкретных отраслей мы смотрим на отрасли экономики, менее подверженные циклам. Например, мы стараемся избегать инвестиций в металлургический сектор, предпочитая телекоммуникационный, энергетический и финансовый секторы.

Не могли бы вы назвать хотя бы 2-3 акции, в которые фонд планирует инвестировать?

Из российских – Сургутнефтегаз (привилегированные акции), Татнефть (привилегированные акции), МТС.

Планируете ли вы запуск еще каких-то новых фондов до конца года?

У нас в шорт-листе пять различных инвестиционных идей. В частности, в среднесрочной перспективе, мы планируем запустить глобальный макрофонд, стратегия которого позволяет использовать разнообразные возможности по всему миру для того, чтобы помочь клиентам достичь их финансовых целей. Если, например, мы считаем, что на сегодняшний момент нужно быть в сырьевых активах, покупаем сырьевые активы, если нужно быть в кредитных продуктах, покупаем кредитные продукты, если нужно шортить рынок, шортим рынок. Но для создания такого фонда требуется выстраивание определенной инфраструктуры, поэтому процесс подготовки занимает чуть больше времени.

Сколько паевых фондов у вас сейчас под управлением?

Наша линейка розничных ПИФов состоит из 31 фонда: 29 открытых и двух интервальных, при этом мы выделяем флагманские фонды, которые считаем ключевыми и в которые советуем инвестировать нашим клиентам в первую очередь. При этом мы будем оптимизировать линейку ПИФов, чтобы дать клиентам новые интересные инвестиционные продукты и помочь им сформировать хорошо диверсифицированный портфель.

Как прошло объединение команд УК Банка Москвы и "ВТБ Капитал УА"?

Инвестиционные команды полностью объединены, лучшие портфельные менеджеры УК Банка Москвы интегрированы в систему управления компаний "ВТБ Капитал Управление инвестициями". При этом паевые фонды УК Банка Москвы продаются через сеть Банка Москвы и других агентов УК Банка Москвы, а ПИФы "ВТБ Капитал Управление активами" продаются через сеть ВТБ24 и других агентов "ВТБ Капитал Управление активами".

А не планируете объединить все фонды под одним брендом "ВТБ Капитал Управление активами"?

Пока нет. Во-первых, есть определенная лояльность бренду. Если клиент хочет приобрести продукты УК Банка Москвы, насильно насаждать ему продукты "ВТБ Капитал Управление активами" не правильно, с нашей точки зрения.

Плюс есть законодательное ограничение по слиянию фондов. Когда изменится законодательство и появится возможность объединить ПИФы без ущерба для пайщиков и агентов, мы это сделаем, но пока такого решения нет.

Кроме того, мы активно продвигаем систему white-label, которая очень хорошо распространена во всем мире. Система white-label – это система, при которой продукт (например, ПИФ) продается под брэндом одной компании, а управляет им другая компания. В частности, сейчас мы готовим подобные проекты white-label для двух банков, не входящих в группу ВТБ.

Что это за банки?

Я пока не хочу раскрывать их названия, но это довольно крупные и известные банки. Они хотят видеть инвестиционный продукт – ПИФ – на своей полке, но не готовы вкладывать большие деньги в развитие бизнеса по управлению активами, так как это довольно затратный бизнес. Поэтому у них в офисах будут продаваться ПИФы под их же брендом, но активным управлением фондами будут заниматься компании "ВТБ Капитал Управление инвестициями".

Когда можно ожидать запуска этих проектов?

До конца текущего года.

Как вы оцениваете рынок коллективных инвестиций в настоящее время? Когда он восстановится после кризиса? Когда, наконец, физлица начнут инвестировать?

Я думаю, рынок паевых инвестиционных фондов (ПИФ) в ближайшие несколько лет будет отставать от других сегментов рынка доверительного управления (ДУ), в частности, рынка пенсионных накоплений, который в настоящее время является самым быстрорастущим сегментом российского ДУ. Пенсионные средства, находящиеся под управлением негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и частных управляющих компаний, более чем в 4 раза превышают рынок ПИФов, хотя еще 3-4 года назад ситуация была совсем иная.

Чтобы частные инвесторы вкладывали деньги в ПИФы, должно появиться больше ясности и понимания перспектив инвестирования, а также некоторое снижение процентных ставок в банках. Кроме того, мы ждем изменений в законодательстве, дающих налоговые льготы для физлиц, владеющих инвестиционными паями ПИФов. "Второе дыхание" рынку может дать развитие такого продукта, как страхование жизни, привязанного к ПИФам, а также деньги институциональных инвесторов. В Бразилии, например, рынок ПИФов в разы превышает российский, так как в него активно вкладываются пенсионные фонды. У нас же паевые фонды для пенсионных денег закрыты.

Как вы оцениваете динамику рынка пенсионных накоплений?

Пенсионные накопления активно растут и легко могут достичь, по нашим оценкам, к 2020 году в целом по системе 13 триллионов рублей. Конечно, это хорошая подпитка для российского фондового рынка. Наконец-то у нас создается институциональный пласт денег, который может поддержать рынок в долгосрочной перспективе.

Какие, на ваш взгляд, нужны изменения в законодательстве для привлечения институциональных денег на фондовый рынок?

Ответ: Для НПФ ключевым является расширение инвестиционной декларации, позволяющее вкладывать пенсионные деньги в более долгосрочные проекты и инструменты, а также отмена запрета на разнесение убытков НПФ по счетам клиентов по итогам года.

Во всем мире, если в кризис на рынке происходит отток зарубежного спекулятивного капитала, появляется внутренний долгосрочный инвестор, который, понимая перспективы компаний, скупает их акции. У нас ситуация обратная. Когда рынок падает, пенсионные фонды продают ценные бумаги, потому что есть проблема конца года – запрет на разнесение убытков по счетам клиентов. В итоге "длинные" деньги, которые должны быть маслом для экономики и стимулировать ее развитие, по сути, лежат на квазибанковских депозитах или в "коротких" облигациях.

Кстати, по поводу разнесения убытков НПФ. Пенсионные фонды сейчас обязаны показывать хотя бы нулевую доходность накоплений по итогам года, тогда как управляющие компании могут уйти в минус при плохом рынке. Не видите ли вы оттока средств пенсионных накоплений из УК в НПФ в связи с этим? Где, на ваш взгляд, выгоднее будущему пенсионеру держать свои накопления?

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: НПФ – работать с пенсионерами и предоставлять им качественные услуги и продукты, а управляющие компании – управлять активами НПФ.

Система пенсионных накоплений, работающая через НПФ, – абсолютно правильная и мы ее всячески поддерживаем. При этом мы как управляющие компании работаем более чем с 15 НПФ и видим свою роль именно в управлении, а не в том, чтобы выстроить взаимоотношения B2B с клиентом.

Вообще, на наш взгляд, индустрия коллективных инвестиций должна консолидироваться. Нет столько ресурсов на рынке, чтобы оправдать наличие такого количества управляющих компаний.

В компаниях "ВТБ Капитал Управление инвестициями", например, есть возможность держать штат порядка 200 человек, включая риск-менеджмент, специалистов по контролю, портфельных менеджеров, аналитиков. Это довольно серьезный бюджет, который может позволить себе только крупный игрок.

Именно управляющие компании должны заниматься разработкой инвестиционной стратегии, грамотным инвестированием средств, контролем за рисками, давать полную инвестиционную поддержку и риск-менеджмент своим клиентам – будь то пенсионный фонд, страховая компания, фонд целевого капитала или частный инвестор.

А НПФы должны заниматься общением с клиентом и выстраиванием качественного сервиса. При этом я считаю неправильным, если пенсионные фонды будут инвестировать сами.

Источник: ПРАЙМ

Оцените материал:
InvestFuture logo
Каждый должен заниматься

Поделитесь с друзьями: