Компания FedEx переживает один из худших периодов за свою более чем сорокалетнюю историю на фондовой бирже. По результатам за первый квартал 2020 года, закончившийся 31 августа скорректированная прибыль составила $3,05 на акцию при ожидании аналитиков в $3,17. В соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета прибыль FedEx снизилась до $745 млн или $2,84 на акцию, с $835 млн или $3,1 на акцию в предыдущем квартале.
Компания также понизила свои прогнозы на полный 2020 год. Что происходит с FedEx? Почему компания, оцененная сегодня почти в $40 млрд, потеряла более 50% стоимости за последние 12 месяцев?
Июльская новость о том, что FedEx не продлевает контракт с Amazon.com, дала повод для разговоров о том, что гигант интернет-торговли представляет реальную угрозу для компаний, занимающихся доставкой посылок UPS (UPS, NYSE) и FedEx.
Факты говорят об обратном. Гигант электронной коммерции не является крупнейшим единственным клиентом FedEx — фактически, доля Amazon составляла менее 1,3% от общей выручки FedEx в 2018 году.
У FedEx есть множество других возможностей для развития электронной коммерции. К крупнейшим клиентам компании относятся Dollar General (DG, NYSE), Walgreens (WBA, Nasdaq) и Walmart (WMT, NYSE).
Не Амазоном единым
Игнорировать маржинальное давление Amazon на отрасль нельзя, но реальность такова, что у FedEx есть более насущные проблемы. Для того, чтобы отвлечься от опасений, что Amazon может убить бизнес FedEx, нужно разобраться с таким понятием как «доставка последней мили».
На пути продукта от полки склада до порога клиента «последняя миля» доставки является последним этапом процесса. Доставка последней мили является и самой дорогой, и самой длительной частью. Эту часть доставки Amazon пытается оставить себе.
FedEx перевозит не только местные грузы последней мили, но и грузы, отправленные из всех частей мира, создавая плотность для доставки последней мили и более высокий доход. Amazon вряд ли захочет или сможет воспроизвести такую плотную глобальную сеть.
Выход FedEx из соглашения о сотрудничестве с гигантом электронной коммерции в конечном итоге освободил компанию от необходимости постоянно бросать вызов потенциальному конкуренту UPS. Конкуренция ведет к снижению цен. FedEx испытала этот факт на себе в прошлые периоды.
На этой неделе FedEx объявила, что с 6 января 2020 года тарифы на доставку и надбавки увеличатся в среднем на 4,9% в FedEx Express и FedEx Ground, а FedEx Freight при этом увеличит скорость доставки в среднем на 5,9%.
Интеграция с TNT Express
Второй большой проблемой для компании является ее незаконченная интеграция с TNT Express. Приобретение выглядело проблематичным с самого начала. TNT уже была в центре крупного преобразования, призванного отвоевать часть клиентов у конкурентов и повысить маржу, когда FedEx купила бизнес в 2016 году.
Приобретая нидерландскую компанию по доставке посылок по всей Европе, FedEx сделала крупную ставку на регион $4,4 млрд. Три года спустя FedEx все еще пытается интегрировать TNT в свою деятельность. Вялый рост бизнеса за рубежом сказывается на финансовых результатах. В марте компания сократила прогноз по прибыли на 2019 финансовый год во второй раз.
Изначально FedEx ожидала четырехлетнего процесса интеграции. Но в 2017 году европейский бизнес пострадал от кибератаки в сети TNT. FedEx заявила, что работа может продлиться до 2021 финансового года.
Первоначальная сметная стоимость FedEx для этой сделки составляла от $700 до $800 млн в виде расходов на интеграцию. В марте FedEx повысила оценку совокупных затрат на интеграцию на $100 млн с $1,4 млрд, которые она прогнозировала в 2017 году.
Ко всему вышеперечисленному, не лучшим поводом для доверия к компании стал неожиданный уход прошедшей зимой двух высших руководителей: Дэвида Брончека, президента FedEx, и Дэвида Каннингема, главы ее крупнейшего подразделения FedEx Express.
Итого: есть ли надежда
В целом, FedEx разумно тратит деньги, чтобы извлечь выгоду из будущих тенденций, таких как запуск семидневных доставок и наращивание возможностей наземного обслуживания на коротких расстояниях, то есть на последнюю милю.
Особенность дифференцированной модели бизнеса, включающей такие единицы как экспресс-доставка, наземные, грузовые перевозки и услуги, позволяют компании оставаться на плову при потерях в одном сегменте. В то же время тот факт, что 96% клиентов FedEx используют два или более отдельных операционных подразделений компании, обеспечивает компании иной вид конкурентного преимущества.
FedEx, возможно, придется переориентировать свою бизнес-модель в сторону своего FedEx Ground — наземной доставки, сохраняя при этом явное превосходство в обладании крупнейшей мировой сетью.
Фредерик В. Смит, основатель, председатель и генеральный директор компании, сказал, что считает ошибкой FedEx делать ставку на США, так как макроклимат, особенно глобальная категория производства товаров, слаб и становится слабее. Макро-слабость, масштабы которой компания не ожидала, привела к сокращению операционной прибыли с конца июня до середины сентября до $900 млн.
Наблюдатели компании считают, что большинство проблем носят циклический характер, и терпеливые инвесторы должны быть вознаграждены как только цикл начнет меняться.