За первые полгода существования инвестиционной платформы Yu'E Bao, разработанной компанией Alibaba, ей воспользовались около 30 млн китайцев. Они отказываются от депозитов в местных банках, которые предлагают слишком низкую доходность.
Платформа агрегирует средства пользователей и инвестирует их через управляющую компанию Tianhong Asset Management в фонды денежного рынка и краткосрочные облигации. Доходность вложенных денег достигает 5% в год, причем не существует ограничений на срок депозита. Для сравнения, максимальная доходность вкладов до востребования в китайских банках законодательно ограничена 0,35%.
Фонд уже привлек более 100 млрд юаней и начал составлять реальную конкуренцию традиционной банковской сфере. Недавний всплеск стоимости кредитов на межбанковском рынке говорит о том, что финансовые институты столкнулись с нехваткой средств, которая отчасти вызвана новыми игроками на рынке, которые борются за сбережения китайцев.
По подсчетам The Financial Times, на каждые 12 юаней, размещенных в традиционных банках, приходится 1 юань, размещенный на счетах Yu'E Bao. Приток средств в новые финансовые инструменты в ближайшее время может ускориться: об аналогичных продуктах задумываются в Baidu, которой принадлежит крупнейшая в Поднебесной поисковая система, и в Tencent, которая обладает самым популярным в стране сервисом сообщений WeChat.
"У интернет-компаний есть возможность напрямую обратиться к миллионам потребителей, и мы уже видим, как меняется динамика и растет конкуренция в финансовом секторе", - комментирует ситуацию Эрнан Куй, аналитик GK Dragonomics.
Подобные сервисы переманивают у банков клиентов с небольшими и средними доходами. Более обеспеченные люди уже несколько лет предпочитают не хранить средства на низкодоходных депозитах, а пользоваться специальными инвестиционными продуктами, которые предлагают более высокую ставку.