InvestFuture

Китай: режим как никогда боится собственного народа

Прочитали: 265

Скандальная отставка одного из самых ярких китайских политиков, которого прочили в будущие президенты, Бо Силая, может иметь долгоиграющие последствия. Китайской власти придется столкнуться с тем, с чем она не привыкла иметь дело, - с общественным мнением. Обнародование нелицеприятных фактов об одном из главных людей партии, который, как выяснилось, долгие годы занимался преследованием невиновных бизнесменов и захватом их имущества, вел тайную прослушку телефонов целого ряда высокопоставленных чиновников (в том числе главы государства Ху Цзиньтао) и жену которого задержали по подозрению в организации убийства британского бизнесмена Нила Хейвуда, бросает тень на саму партию.

В этом свете уже не так важна "официальная" причина отставки: консервативная линия Бо Силая, которая шла вразрез с либеральной настроенностью нынешнего руководства и которую премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао критиковал во время ежегодной пресс-конференции. На первый план выходит другое: имидж справедливого руководства, действующего в интересах страны, пошатнулся - китайцы шокированы грязными методами и безудержным обогащением одного из первых лиц партии. Людям трудно поверить, что все это обнаружилось только сейчас. Отныне параноидальные настроения внутри партии будут только расти, лидерам придется сильно потрудиться, чтоб вернуть доверие народа, пишет на сайте Project Syndicate профессор колледжа Клэрмонт МакКенна Минксин Пэй.

Минксин Пэй: Генри Киссинджер, который кое-что узнал о политической паранойе, поработав в качестве советника по национальной безопасности у Ричарда Никсона и позже на посту госсекретаря, стал автором известного изречения "Даже у параноика есть реальные враги". Это признание политика, вошедшего в историю за вклад в открытие Китая Западом, несколько оправдывает иррациональное поведение человека, испытывающего параноидальные настроения. Между тем скандал вокруг ошеломительного падения Бо Силая с верхних эшелонов власти показывает: ту же снисходительность можно проявить и по отношению к иррациональному поведению режима.

Большинство разумных людей согласится с тем, что крупнейшая в мире правящая партия (с почти 80 млн человек), имеющая в распоряжении ядерное оружие и непревзойденный аппарат внутренней безопасности, сталкивается с незначительными угрозами своей власти внутри страны. Вместе с тем правящая Коммунистическая партия КНР нетерпима к любому инакомыслию и смертельно боится информационной революции.

Однако, судя по непристойным подробностям дела Бо, включая участие его жены в убийстве британского бизнесмена, кажется, что партия, действительно, имеет все основания бояться. Во всяком случае она имеет власть не над всем, как казалось. Бо, бывший глава коммунистической партии города Чунцин, стал символом загнивания режима, часто рассматриваемого как эффективный и прочный.

Конечно, коррупционные скандалы с участием высокопоставленных китайских чиновников происходили неоднократно. Два члена Политбюро были арестованы за взяточничество и распутство. Но скандал вокруг Бо отличается от рутинных случаев жадности и похоти тем, что демонстрирует наличие беспредельного беззакония в поведении партийной элиты Китая. Семья Бо, согласно утверждениям прессы, не только сколотила огромное состояние, но и участвовала в убийстве человека.

Находясь у власти, Бо прославился своей успешной борьбой с организованной преступностью и установлением закона и порядка в Чунцин. Теперь становится известно, что он и его помощники незаконно задерживали, подвергали пыткам и сажали в тюрьму большое количество невинных бизнесменов, при этом присваивая их имущество.

Заявляя публично о своем патриотизме, другие высокопоставленные члены партии Китая стараются перевести нечестно заработанное богатство за рубеж и отправить своих детей в элитные западные школы и университеты.

Дело Бо выявило еще одни источники нестабильности режима: борьба за власть и отсутствие единства среди высших должностных лиц партии. Личные проступки или недостатки характера, которые хорошо были известны ранее, не стали причиной падения Бо. Он просто проиграл тем, кто испугался его амбиций и жестокости.

Порочная борьба за власть, которая в этом году в очередной раз обострится во время выборов партийного руководства, а также общественный раскол в связи с унизительным падением Бо, серьезно подорвали взаимное доверие внутри высшего руководства партии. История политической нестабильности в Китае и большое количество развалившихся авторитарных режимов в других странах показывают, что единовластие не продолжается вечно. Самый опасный враг автократии обычно появляется изнутри.

Кроме того, то, как партия неубедительно и непрофессионально пытается замять скандал вокруг Бо, показывает, что она не знает, как бороться с политическим кризисом в эпоху интернета. В обществе нарастает недоверие к правящей партии и ее руководителям. К счастью для партии, общественное возмущение по поводу беззакония и коррупции со стороны таких лидеров, как Бо, было выражено в киберпространстве, а не на улицах. Но кто знает, что произойдет, когда случится очередной политический кризис?

Можно не сомневаться, что китайские лидеры задают себе тот же самый вопрос. Режим, который довольно долго и неплохо развивался, сегодня как никогда боится собственного народа. Трудно сказать, с кем проще иметь дело: с параноиком, у которого реальные враги, или с тем, у кого их нет. Но для правительства Китая сама паранойя стала проблемой. Для ее преодоления требуется не только изменение менталитета, но и полное изменение политической системы.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Китай: режим как никогда

Поделитесь с друзьями: