InvestFuture

Высокие долги потребителей тянут экономику ЕС на дно

Прочитали: 337

Мировой финансовый кризис 2008 г. с одинаковой силой ударил и по США, и по Европе. По обе стороны Атлантики экономические показатели рухнули в 2009 г. и начали восстанавливаться в 2010 г.

Однако после этого развитие экономики ЕС стало серьезно отставать, причиной этому послужил "кризис евро". В результате между еврозоной и США образовался экономический разрыв. За последние три года (2011-2013) экономика США выросла на 6 процентных пунктов. Даже с учетом увеличения демографического дифференциала, который сейчас составляет приблизительно половину процентного пункта в год, экономика США выросла приблизительно на 4,5 процентного пункта за последние три года в расчете на душу населения.

Как считает директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос, основной причиной такого разрыва стала разница объемов частного потребления, которое росло в США и упало в еврозоне, особенно на ее периферии. Об этом он пишет в своей статье на Project Syndicate.

Сокращение государственного потребления фактически снизило спрос в США (0,8 п.п.) больше, чем в странах Европейского союза (0,1 п.п.). Это может показаться несколько неожиданным в свете всех разговоров о строгой экономии, которые велись в Брюсселе.

На самом деле, объемы государственного потребление в еврозоне на протяжении трех лет де-факто остались неизменным, в то время как в США они существенно сократились. При этом сокращение объема частных инвестиций в Европе является причиной лишь небольшой части разрыва в росте. Хотя напряженность финансового рынка, которая сопровождала кризис евро, оказала сильное негативное влияние на инвестиции на периферии еврозоны, в США инвестиционный спрос также оставался слабым, что минимизировало его влияние на общий разрыв. Данные факторы не являются основной причиной увеличивающегося разрыва в темпах роста.

Именно устойчивость частного потребления в США - это ключ к разрыву в росте. Американские домовладельцы значительно сократили долговую нагрузку от пикового значения, которая была зафиксирована перед самым кризисом и составляла 90% от ВВП. Пониженная долговая нагрузка также является ключевой причиной того, что в этом и следующем годах потребление в США, согласно прогнозам, продолжит расти намного быстрее, чем в еврозоне.

Однако главный вопрос, который редко задается: как американские домовладельцы смогли снизить свое долговое бремя в период высокого уровня безработицы и со стагнирующей заработной платой, при этом сохранив экономический рост и потребление. Ответ заключается в комбинации ипотечных займов "без права регресса" (отсутствие обратного требования о возмещении выданной суммы) и быстрых процедур банкротства.

Миллионы американских домов, которые были приобретены через субстандартные ипотечные кредиты, в последние годы были отозваны, что вынудило их владельцев, которые были не в состоянии обслуживать свой долг, оставить свои дома. Однако благодаря существованию во многих штатах США ипотечных кредитов без права регресса весь ипотечный долг был быстро погашен, даже если стоимость дома была слишком низкой для покрытия оставшегося долга.

Более того, даже в тех штатах, где домовладелец продолжает нести ответственность за всю сумму ипотечного кредита (то есть за разницу между задолженностью и рыночной стоимостью дома), американские процедуры банкротства позволили относительно быстро решить проблему.

Миллионы американцев с 2008 г. объявили о личном банкротстве и погасили свой собственный долг. То же самое касается сотен тысяч малых предприятий.

Разумеется, на периферии еврозоны также был всплеск банкротств. Однако в таких странах, как Италия, Испания и Греция, продолжительность процедуры банкротства измеряется годами, а не месяцами или неделями, как в США. Более того, в большинстве стран континентальной Европы лицо может быть избавлено от выплаты своего долга лишь по истечении длительного периода, зачастую 5-7 лет, в течение которых почти все доходы должны быть отданы на обслуживание долга.

В США, напротив, соответствующий период во многих случаях длится менее одного года. Кроме того, в Европе условия освобождения, как правило, намного строже. Крайним случаем является Испания, где ипотечный долг никогда не закрывается, даже после личного банкротства.

Это ключевое отличие между США и континентальной Европой объясняет устойчивость американской экономики до коллапса ее кредитного бума. Чрезмерный долг, накопленный домовладельцами, был "разобран" гораздо быстрее; и, как только потери были признаны, люди смогли начать жизнь заново.

Таким образом, причину трансатлантического разрыва следует искать не в чрезмерных мерах жесткой экономии еврозоны и не в чрезмерном благоразумии Европейского центрального банка. Существуют структурные причины медленного восстановления экономики еврозоны после финансового кризиса на ее периферии. Самое главное, в сравнении с США, долговой избыток, созданный за годы бума, является намного более трудным для устранения.

Европейские чиновники правы, содействуя структурным реформам на рынках труда и товаров стран ЕС. Однако им также необходимо сосредоточиться на реконструкции и ускорении процедур банкротства, чтобы потери могли быть признаны быстрее, а перегруженные долгами домовладельцы смогли начать все заново, а не годами находиться в плену своих долгов.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Высокие долги

Поделитесь с друзьями: