InvestFuture

PWC: бизнес ожидает выхода из кризиса через полгода

Прочитали: 373

Население и бизнес-сообщество в России имеют схожее мнение о том, как долго продлится кризис, однако представители бизнеса склонны более оптимистично оценивать скорость выхода из него, констатирует PWC по итогам исследования.

Подавляющая часть населения ощущает на себе влияние текущего кризиса: более 90% респондентов отмечают снижение покупательной способности, и 53% не способны делать какие бы то ни было накопления.

У большинства россиян кризис ассоциируется с ростом цен и нестабильностью курса национальной валюты. По мнению опрошенных, об окончании кризиса будет свидетельствовать повышение покупательной способности и стабилизация рубля относительно доллара/евро.

Обычные граждане и представители бизнеса едины во мнении о том, что кризис продлится еще около двух лет, однако компании более оптимистичны в своих оценках относительно скорости восстановления экономики и рассчитывают увидеть некоторые улучшения уже через полгода.

Поведение покупателей меняется, и некоторые изменения в покупательских привычках будут носить долговременный характер, что обусловливает изменения в структуре спроса.

Пытаясь жить по средствам, население переходит к более бережливому поведению, осваивая различные стратегии экономии: меньше покупать, переходить на более дешевые продукты, приобретать товары "по акции" и так далее.

"Основываясь на проведенных нами интервью, а также на зарубежном опыте, мы полагаем, что большинство из этих новых моделей поведения сохранится и после кризиса, - отмечает PWC. - Таким образом, характер потребительского спроса изменится надолго. А учитывая, что корпоративные клиенты меняют свое поведение аналогичным образом, можно предположить, что влияние этой тенденции ощущают на себе и компании, работающие в секторе B2B".

Отдельные изменения в условиях ведения бизнеса сохранятся на очень долгое время.

"Мы можем с большой вероятностью предположить, что после окончания кризиса в России наступит период медленного роста, который станет "новой нормой", как это было, например, после кризиса в Европе в 2009 г., - прогнозируют в PWC. - Отчасти свою роль здесь сыграют и факторы демографического характера, такие как сокращение доли трудоспособного населения, которое ускорится в течение следующих нескольких лет (из-за крайне низкого уровня рождаемости в 90-е годы)".

Эта "новая норма" будет иметь свои отличительные черты:

• устойчивое изменение потребительского поведения: больше внимания будет уделяться соотношению цены и качества;

• избыточное предложение в связи с падением спроса будет оказывать возрастающее давление на цены. Это означает, что компаниям придется скорректировать свои ценностные предложения таким образом, чтобы они соответствовали изменившимся ожиданиям потребителя. С другой стороны, им придется переосмыслить способы создания ценности для потребителей (то есть свою операционную модель), чтобы не допустить снижения рентабельности. Это потребует кардинальных изменений в бизнес- процессах.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
PWC: бизнес ожидает

Поделитесь с друзьями: