InvestFuture

Перспективы рынка платины

Прочитали: 317

В этом году исполнится ровно 20 лет со времени первой Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая как раз состоялась в Рио-де-Жанейро. Новая встреча получила получила кодовое название "Рио +20".

Цель этой конференции подготовить так называемую "экологическую декларацию" которую затем должны будут рассмотреть и одобрить на ближайшей Генеральной Ассамблеи ООН. В данном случае, если абстрагироваться от других вопросов которые касаются проблем экологии, можно напомнить о недавнем докладе Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) в котором были сделаны выводы о существенном ущербе для человеческого здоровья из-за выброса выхлопных газов дизельных двигателей и как ожидается, на сессии ООН скорее всего будет одобрена новая квалификация по выхлопным газам от дизельных двигателей.

Их причислят к канцерогеннам и другим "гадостям" которые вызывают рак легких и повышенные риски рака мочевого пузыря. Таким образом, если европейские политики примут решение одобрить будущую декларацию об ограничении выхлопных газов от дизельных двигателей, то придется менять правила для всей автомобильной промышленности Европы, где самый большой объем выпуска автомобилей с дизельным двигателем.

Есть еще одна интрига, которая связана с производством автомобилей в Китае. Учитывая, что китайские автопроизводители озаботились выпуском продукции с низким расходом топлива, в строй все чаще вводятся конвейры на которых начинают массовый выпуск автомобилей с дизельным двигателем.

При этом китайское руководство неожиданно резко изменило политику в области экологии. Госсовет Китая на днях одобрил решение присоединиться к той части Киотского Протокола, где идет речь о снижении уровня выброса углекислого газа в атмосферу и охране человеческого здоровья.

В том случае если Китай признает новую квалификацию по канцерогенным веществам, то местному автопрому придется учитывать эти изменения. Однако дизельные двигатели действительно экономят больше топлива чем бензиновые и даже несмотря на специальные акцизы на дизель из-за которых увеличивается цена, спрос на дизельные автомобили постоянно увеличивается и в Европе и в Азии.

По этой причине автомобильная промышленность не станет сокращать производство транспорта с дизельными двигателями и будет искать способ сократить уровень выброса вредных веществ. Скорее всего речь пойдет об увеличении объемов производства каталитических нейтрализаторов для дизельных двигателей, чтобы контролировать выброс окиси азота и других вредных твердых частиц.

Если верить недавнему отчету от Johnson Matthey (производитель специальных химикатов) наилучшим свойством нейтрализующим выбросы вредных паров, обладает платина и в данной ситуации этот металл обыгрывает по своей "автопользе" палладий при производстве катализаторов. Еще в прошлом году, со стороны автопрома спрос на платину стал увеличиваться, даже несмотря на снижение объемов производства автотранспорта по всему миру, в том числе и в Азии.

Выяснилось, что на фоне замедления роста продаж и производства автомобилей, потребители почти не снижали спрос на автомобили с дизельными двигателями, причем наибольший прирост пришелся на азиатский регион. Johnson Matthey оценивает увеличение спроса на платину в размере 60% по сравнению с 2010 годом, хотя до в физическом выражении этот спрос остается далеко ниже чем в период 2005-2007 годов.

Однако при этом надо иметь в виду, что рано или поздно начнет "вставать с колен" европейский сектор, после того как завершится период финансовой нестабильности в регионе. Одновременно, судя по заявлениям представителей азиатского сектора автомобильной промышленности, объем производства дизельных автомобилей может увеличиться на 40% в ближайшие 2 года.

В случае принятие новой квалификации о вредных веществах при выбросе выхлопных газов, спрос на платину как минимум не упадет, если спад производства в секторе автопрома затянется и напротив существенно возрастет, как только начнется оживление спроса со стороны потребителей.

Если рассматривать динамику цен на платину, начиная с конца 80-х годов, то надо признать что этот металл являлся своебразным индикатором активности в мировой промышленности, где сектор автопрома всегда играл очень важную роль с точки зрения стоимостного объема в общей структуре глобального потребления промышленной продукции.Вплоть до 2010 года, стоимость платины опережала по цене золото, за исключением 1991 года. В 90-х годах, средний ценовой разрыв составлял около $ 100 за унцию. В начале 2000-х годов, когда произошел промышленный бум в Азии и начался синхронный рост всей мировой экономики, цены на платину стали опережать стоимость золота уже на $ 400 и в моменте даже на $ 600 за унцию, и это при том что с начала 2001 года наблюдался бурный рост цен на золото.

Пиком можно считать 2007 год, когда унция платины почти вдвое превысила цену унции золота и уже после кризиса 2008 года, произошел разворот тенденции. Цены на золото продолжали увеличиваться в рамках инвестиционного спроса со стороны потребителей и официальных финансовых ведомств, а потребление платины сокращалось.

Тем более, что еще в 2006-2007 годах, когда стоимость унции платины устойчиво торговалась свыше $ 1000 потребления от промышленности стало замедляться и автопроизводители предпочитали переходить на более дешевый палладий. По этой причине, после замедления темпов роста в мировой экономике в посткризисный период и периодического спада потребления в секторе автопрома, цены на платину стабильно отставали от стоимости золота. В данном случае можно говорить о том, что эти два актива "символизируют" собой реальное состояние дел в мировой промышленности и финансовом рынке.

До тех пор, пока нет устойчивого экономического тренда, потребление платины в промышленных целях может оставаться ограниченным, хотя нельзя исключать возникновения спроса со стороны самих производителей, которые могут начинать копить запасы этого металла, предполагая более высокие ценовые ориентиры в будущем.

Рано или поздно, стоимость платины будет торговаться выше унции золота, поскольку на это указывает историческая тенденция. Однако довольно сложно сейчас ожидать, что стоимость платины сможет снова обойти золото, до тех пор пока сохраняется общая нестабильность на финансовом рынке и не завершится текущий рыночный цикл.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Перспективы рынка платины

Поделитесь с друзьями: