InvestFuture

Как фешен-тех меняет модный бизнес

Прочитали: 1472

О том, как новые технологии повлияли на индустрию пошива одежды, и чего ожидать в будущем от развития направления фешен-теха в моды, мы беседуем с экспертом в этой области, Яной Строковой.

Яна – совладелец процветающей компании «Рафинад». Она успешно внедряет фешен-тех в свой бизнес и активно развивает данное направление в масштабах страны. Являясь официальным ментором крупнейших российских технопарков, занимается инвестированием в высокотехнологичные стартапы, разработкой программ, консультированием и просветительской деятельностью.

— В течение пяти лет вы стали авторитетным экспертом в области фешен-теха, искусственного интеллекта и блокчейна. Как вы пришли к этому, с чего всё начиналось?

— В 2013 году, когда «Рафинад» уверенно встал на ноги, я начала поиск решения, которое позволит изменить формат потребления одежды, упростить его и вдохнуть в него новую жизнь. Тогда же совместно с супругом, который на тот момент успешно разрабатывал системы на основе искусственного интеллекта для крупных компаний, мы стали работать над нашим первым большим проектом – «Интернет-Холодильник». Через несколько месяцев проект победил в конкурсе технопарка «Жигулёвская Долина». Он до сих пор развивается, сейчас этим занимается мой муж.

Я же оставила проект и начала исследование в области поведенческих особенностей в розничных продажах одежды. Благо, диплом психолога, собственная сеть бутиков и клиентская база позволяли собрать нужные данные. Исследование показало, что современный ритейл не в состоянии представить тот уровень удобств и сервиса, которого ждут клиенты. С этим нужно было что-то делать – и я решила начать с «Рафинада».

Сначала разработала алгоритм, который помогал продавцам угадывать предпочтения покупателей. В процессе задумалась над созданием программы, которая могла бы помочь с выбором любому человеку, опираясь на информацию из его аккаунтов в соцсетях. Так родился проект «Робот-Стилист», сейчас «Стилист ИИ». Уже сейчас он показывает отличные результаты, угадывая предпочтения пользователей на 70-80%. После того, как алгоритм выйдет на рынок, ритейл, включая интернет-торговлю, ожидают поистине революционные изменения.

— Всё, о чём вы рассказываете, это фешен-тех? Что это за направление, и какую конкретно нишу занимаете в нём вы?

— Фешен-тех – как видно из названия, направление, находящееся на стыке этих двух миров, фешен-индустрии и высоких технологий. Робот, который помогает клиенту стильно одеваться – безусловно, фешен-тех. Ткань, которая, меняет цвет в зависимости, например, от показаний вашего пульса, как и любое другое применение подобных технологичных ноу-хау для создания повседневных вещей – всё это фешен-тех.

Направление относительно новое. До меня в нашей стране о нём имели представление единицы. Поэтому, когда я пришла со своим проектом в петербуржский технопарк, мне сразу предложили вести секцию фешен-теха в «Ингрии». Позже содействовала открытию этих направлений в «Сколково» и «Жигулёвской долине».

Моя ниша в фешен-техе – примерно в области интегрируемых решений и искусственного интеллекта (ИИ). Также меня интересуют стартапы, занимающиеся применением технологии блокчейн для решения практических задач клиента.

— Как фешен-тех изменит рынок?

— Он уже меняет его. Смотрите, сколько новых материалов для производства одежды появилось за последние несколько лет. И их станет гораздо больше. Изменились технологии пошива. Скоро часть вещей будет «печататься» на 3D-принтере. Уже сейчас развивается рынок носимых устройств, отвечающих за здоровье и безопасность пользователя. Следующий логичный шаг – интеграция их в одежду.

Ну и, наконец, искусственный интеллект, который сам покупает вам одежду. Причём, подбирает вещи в полном соответствии с вашими вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями. Мы уже сейчас обучили нашего робота-стилиста выбирать одежду для клиенток «Рафинада». А вскоре выйдет мобильное приложение «Стилист», которое существенно упростит шопинг для миллионов пользователей смартфонов.

— Вы являетесь известным экспертом в этой теме, кто обращается к вам за помощью?

— Консультировать приходится, в основном, крупных производителей носимых гаджетов из Китая и Южной Кореи – таких, как «Самсунг». Производители одежды сильно отстают в этом вопросе, хотя далеко не все. Так, Петербуржская Палата Моды делает уверенные шаги в области фешен-теха. Я помогла им наладить систему управления размещениями заказов между Россией, Индией, Италией и рядом других стран.

В общей сложности у меня на экспертизе побывало больше 150 проектов, около трети (?) из них так или иначе связаны с фешен-техом. Для меня не так важен объём капитализации проекта, как идея и возможность её реализации. Я готова сотрудничать с интересным проектом любого уровня.

— Каким вы видите будущее моды через 10 лет?

— Уже очень скоро мы увидим интегрированную одежду. С годами будет появляться всё больше и больше носимых гаджетов. Многие аксессуары, возможно, станут ещё и биоинтегрированными.

Что же касается рынка одежды и обуви, то я думаю, что 10 лет спустя процентов 20-25 таких вещей будет покупаться автоматизировано, без участия человека. К примеру, вы будете просто получать на дом новую одежду, когда ИИ сочтёт, что она вам нужна.

— Какой совет вы дадите стартапам в области технологий для моды?

— Ну, во-первых, думайте о том, где рынок и запросы потребителя будут завтра, а не о том, где они сейчас.

Во-вторых, будьте целеустремлёнными. Фешен-тех – очень молодое направление, оно только-только начинает развиваться. Получается, что все вы, кто сейчас в нём, — пионеры. Пионерам всегда тяжело, но к моменту расцвета рынка ваши усилия будут щедро вознаграждены.

В-третьих, ищите партнёрские связи, не бойтесь показывать свои проекты крупным фондам и акселераторам.

— Вы инвестируете в фешен-тех проекты или сотрудничаете с инвесторами?

— Да, у меня есть несколько инвестиций в молодых стартапах, которые показались мне особенно прогрессивными. Многие проекты – как мелкие, так и крупные, – получили финансирование по моей рекомендации, что для меня особенно важно. Сама же я планирую открыть венчурный фонд для фешен-тех и ИИ-проектов в конце 2018 года.

--

Яна Строкова

Главный технический директор и основатель проектов Rafinad, Stylist AI, Интернет-Холодильник, Органика. Совладелец бренда Рафинад и Арткрим. Эксперт по машинному обучению, нейросетям и искуственному интеллекту. Блокчейн разработчик и идеолог. Ментор и эксперт технопарка Санкт-Петербурга и технопарка Жигулёвская Долина

Оцените материал:
(оценок: 30, среднее: 4.57 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Как фешен-тех меняет

Поделитесь с друзьями: