7 октября 2020 г. прошло IPO Совкомфлота — крупнейшей российской судоходной компании, одного из лидеров морской транспортировки энергоресурсов.
Разбираемся, на чем зарабатывает компания, почему ее акции упали в цене ниже уровня IPO и какие существуют перспективы.
Для целей управления бизнеса компания разделяет выручку на 2 основных сегмента с подсегментами.
• Индустриальный — около 41,5%. Состоит из шельфовых проектов и перевозки газа.
Подсегмент шельфовых проектов включает перевозку челночными танкерами нефти с шельфовых месторождений, а также сопутствующие услуги — 29,2%.
Перевозка газа включает в себя транспортировку сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СНГ) — 12,3%.
• Конвенциональный — 54,5%. Сюда включаются перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.
Подсегмент сырой нефти является крупнейшим и составляет около 37% от всей выручки. 17,5% приходится на перевозку нефтепродуктов.
Еще порядка 4% приходится на прочие виды доходов, включающие в себя вознаграждение за организацию услуг по сейсморазведке и обработку данных силами сторонних компаний, доходы от сдачи в аренду инвестиционной недвижимости и других услуг.
Компания сотрудничает с большими игроками нефтегазовой отрасли, среди них: Газпром, НОВАТЭК, Лукойл, ExxonMobil, Chevron, Shell, BP, Total и многие другие.
Сейчас флот состоит из 168 судов с общим дедвейтом более 15 млн тонн.
Дедвейт — это основной массовый показатель судна, который учитывает общий вес перевозимого груза без учета массы судна.
Выручка компании, как и другие финансовые показатели, начала заметно снижаться со II квартала 2020 г., когда грянула пандемия. Снижение спроса на нефть в это время главным образом негативно сказалось на результатах компании. В I полугодии 2021 г. выручка оказалась ниже показателя не только прошлого года, но и 2019 г.
Выручка на основе тайм-чартерного эквивалента является более точным показателем, так как в нее не включаются различные расходы. Динамика этого показателя аналогична стандартной выручке, сократившись на 28,5% г/г в I полугодии 2021 г., и на 5,7% за тот же период в 2019 г.
На фоне снижения выручки и сохранения высоких расходов снизился показатель EBITDA.
Это негативно повлияло на показатель чистого долга/EBITDA, составивший 3,5х во II квартале 2021 г. Сам же чистый долг сохраняет тенденцию к снижению.
Свободный денежный поток, хотя и стал положительным после 2017 г., с момента IPO не имеет единой динамики и заметно ниже в 2021 г., чем в 2020 г.
Капитальные затраты в целом можно назвать стабильными, так как Совкомфлот продолжает строительство новых и модернизацию старых кораблей, за счет чего в будущем показатель может увеличиться.
В конечном итоге сокращение выручки, при относительно высокой долговой нагрузке и сохранении высоких затрат, привело к существенному снижению чистой прибыли в последние четыре квартала.
Несмотря на то, что динамика финансовых показателей в последнее время выглядит слабо, по мультипликаторам Совкомфлот является одной из самых дорогих компаний в секторе. У большинства компаний многие показатели отрицательные из-за убытков за последние 4 квартала. У Совкомфлота самая низкая долговая нагрузка. Также присутствует некоторая недооцененность по EV/Sales. Низкая рентабельность и завышенный P/E — лишь временное явление из-за сокращения прибыли.
• Одним из самым важным рынком пока остается перевозка нефти. Восстановление спроса на этот ресурс позволит вернуться к траектории роста. Следует внимательно следить за уровнем добычи и использования, а также обращать внимания на заседания ОПЕК. Восстановление ставок фрахта способствует восстановили ситуации в конвенциональном сегменте.
• На индустриальный сегмент пока приходится меньшая доля выручки, но руководство компании планирует увеличить его долю до 70% к 2025 г. Этому способствуют текущие долгосрочные контракты в Арктике, где существенной конкуренции у компании нет. Весьма долгосрочным, но маржинальным направлением станет перевозка СПГ, где компания участвует по проектам Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 и многим другим.
• У компании молодой и экологичный флот, что потенциально защищает от внушительных капитальных затрат. В процессе строительства находится еще много судов, из которых большинство являются газовозами.
• Компания получает доходы в долларах, что защищает инвесторов от девальвации рубля.
• Общий объем законтрактованной выручки Совкомфлота в 2021 г. увеличился до $1 млрд. Группа заключила ряд новых долгосрочных контрактов. Общий объем законтрактованной будущей выручки (включая долю выручки от участия в совместных предприятиях) по состоянию на 30 июня 2021 г. составил $24 млрд.
Завышенные ожидание на IPO. Когда компания выходила на биржу, был поднят большой новостной шум, что привлекло многих частных инвесторов. Через несколько дней тренд начал стремиться к снижению.
Отчеты в последние 2 квартала 2020 г. оказались слабыми, не спасла даже высокая дивидендная доходность, что и начало давить на акции. Акциям требовался более значимый драйвер для роста в самом начале, но его не оказалось.
Долгое ожидание. Спустя год акции спустились почти на 20%, приостановка была только на время выплаты дивидендов. Вероятно, инвесторы не готовы ждать, пока позиция продолжает снижаться. А в этом ключ к пониманию ситуации: Совкомфлот — не «акция роста», для бурного подъема нужна череда позитивных событий. За год все происходит наоборот: результаты ухудшаются, краткосрочных драйверов нет, все ожидания долгосрочные.
Прямо сейчас акции не представляют интереса к покупке. Во-первых, это связано со значительным ухудшением финансовых показателей и чистой прибыли в частности. Компания направляет на дивиденды не менее 25% по МСФО от чистой прибыли. В I полугодии чистая прибыль в рублях значительно сократилась, за II полугодие компания, скорее всего, не сможет заработать достаточно средств, чтобы чистая прибыль вышла на уровень 2020 г.
Во-вторых, прямо сейчас не наблюдается новых среднесрочных драйверов для роста.
В целом же Совкомфлот — компания устойчивая, крупная, с хорошей стратегией и огромным потенциалом по СПГ проектам. В будущем, но долгосрочном, это может дать свои плоды и поддержать рост акций, с улучшением финансовых показателей и увеличением дивидендов. Пока же есть другие компании, более интересные на короткой и средней дистанции.
Для целей спекуляции акции Совкомфлота не подходят. Для долгосрочного инвестирования — от года и более — бумаги можно добавить в портфель, при этом нужно быть готовым к слабому окончанию 2021 г. и дальнейшему снижению акций.
БКС Мир инвестиций