InvestFuture

Акции Tesla (TSLA). Стоит ли инвестировать деньги?

Прочитали: 965

Автор: Даниил Гаврилов

Тесла (TSLA) - американская компания, производитель электромобилей и решений для хранения электрической энергии

Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы.

О компании Tesla

На момент основания компании, в 2003 году, уже существовали единичные электромобили, способные развивать высокую скорость и обладающие неплохим запасом хода. Правда стояли такие авто невероятно дорого.

Фаундеры Tesla поставили перед собой задачу - сделать электромобиль дешевым и доступным для широкого круга потребителей. Им удалось протолкнуть стартап и найти финансирование в размере 7,5 миллионов, 6,5 из которых инвестировал Илон Маск и занял пост председателя совета директоров.

В последующие годы в Теслу инвестировали Сергей Брин и Ларри Пейдж, один из фондов JP Morgan, а также автоконцерн Daimler.

Сам Маск суммарно инвестировал в компанию $70 млн. и после разногласий с основателями и их ухода из компании занял пост CEO в 2008 году.

В этом же году Tesla выпустила первый автомобиль, сделанный на базе британского Lotus.

В 2010 году компания вышла на биржу, 7 лет спустя опередила по капитализации Ford, а 29 января 2020 на фоне сильнейшего ралли Tesla обошла по стоимости всех европейских производителей, и теперь уступает первенство лишь Тойоте. 

Бизнес модель Tesla

Как заявляет менеджмент, Тесла - не просто производитель авто, а единственная в мире вертикально-интегрированная энергетическая компания, которая следует принципам устойчивого развития.

С одной стороны это действительно так, ведь под руководством дочернего предприятия Solar City, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии - продает солнечные батареи, солнечные панели и даже целые солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.

Но с другой, Solar City приносит компании всего-лишь 4% выручки, и вообще не совсем понятны перспективы этого бизнеса. Особенно в частном секторе.
Пока что, перевод дома на автономное солнечное питание - слишком дорогостоящая затея и окупается пару десятилетий.

Основной бизнес - это, безусловно, автомобильная промышленность.

Тесла продает электромобили, сдает их в аренду, а также оказывает различные послепродажные услуги в виде ремонта и страхования.

Интересно, что в США компания осуществляет продажи авто не через дилерские центры, как многие привыкли, а через собственный сайт. Люди заказывают автомобили прямо как айфоны или пиццу, и в установленный срок курьер осуществляет доставку по указанному адресу.

Сервисные услуги тоже имеют свою специфику. Некоторые неисправности решаются установкой нового ПО, а в случае серьезных поломок можно вызвать так называемого Tesla Ranger для осуществления ремонта на дому.

Обратите внимание, насколько такая бизнес-модель отличается от методов ведения бизнеса других автопроизводителей. Основная ценность Tesla в этом и заключается. Компания меняет в лучшую сторону клиентский опыт и вообще все, что можно изменить.

Сейчас модельный ряд представлен четырьмя автомобилями:

Рис. 1 Модельный ряд Тесла. Model S, Х - премиум сегмент. Model 3, Y - массмаркет

И главными фигурами здесь являются Model 3 (да, да - это не буква E) и Model Y (в перспективе)

Операционные показатели и финансы

Дело в том, что эти две модели - представители того самого масс маркета, к которому Маск стремился с момента основания компании. 

Бурный рост в поставках новых авто, начавшийся в 3 кв. 2018 обусловлен запуском в продажу именно Model 3:

Рис. 2 Объем продаж автомобилей. Первый квартал 2020 оказался рекордным даже не смотря на пандемию (по отношению к первым кварталам)

По итогам 1 кв. 2020 Тесла поставила 88 495 автомобилей, 86% продаж пришлось на модели 3 и Y. В условиях пандемии это просто прекрасные результаты.

Такой прогресс в операционных показателях не мог не отразится на финансах компании и ее котировках:

Рис. 3 График Tesla. Взлет начался еще в конце 2019 года после выхода позитивного отчета за 3 квартал

Вот уже третий квартал подряд Tesla показывает прибыль и радует инвесторов, хотя до этого была стабильно убыточной компанией:

Рис. 4 Прибыль по кварталам. Прибыль компания показывала и в 2018 году после запуска в продажу Model 3. До этого - сплошные убытки

Пока автомобили Тесла оставались игрушками для состоятельных людей, аналитики пророчили банкротство в виду высокого долга компании и ее неспособности показывать прибыль. Постоянные выходки Илона Маска по типу ложных твитов о приватизации и курение марихуаны на интервью тоже не особо нравились инвесторам.

После того, как Тесла доказала, что прибыль в бизнесе все-таки есть, что она может собирать и поставлять относительно недорогие автомобили для широкого рынка, акции взмыли до небес. По заявлениям аналитиков, немалую роль в этом росте сыграло закрытие шортовых позиций всех тех скептиков, кто давал акции красную цену в 15 баксов. 

Но насколько текущая оценка в $820 за акцию справедлива, учитывая, что компания только начала показывать прибыль, на дворе кризис, а Маск недавно снова был у Джо Рогана?

Tesla: пирамида или бизнес?

Если взглянуть на других автопроизводителей, то увидим следующее:

Тесла производит ничтожно-мало авто, но занимает 2 строчку по капитализации, уступая первенство лишь тойоте:

 

Рис. 5 Капитализация и кол-во выпускаемых автомобилей. 

Как такое возможно? Либо мир сошел с ума, либо инвесторы видят в компании нечто большее чем просто автопроизводителя. И видят они следующее:

По итогам 2019 года мировые продажи электромобилей составили 2,1 млн. Блумберг прогнозирует увеличение показателя до 8,5 млн. к 2025 году и 54 млн. к 2040 году.

Индустрию двигают меры гос. поддержки и развитие новых технологий. Стоимость литий-ионных батарей в период с 2010 по 2019 год снизилась на 87%, и по заявлением аналитиков тренд продолжится. А это крайне важный фактор, благоприятно влияющий на рентабельность бизнеса.

Уже всем очевидно, что переход на возобновляемые источники энергии - устойчивый тренд, и что все человечество когда-нибудь пересядет на электромобили

Cейчас Тесла - абсолютный лидер на этом рынке. И по техническим характеристикам и по количеству продаж:

Рис. 6 Запас хода разных моделей

На рынке США Model 3 обошла всех конкурентов в своем сегменте, а у нового кроссовера Model Y потенциал просто огромный:

 

Рис. 7 Доля Model 3 и Model Y на рынке США. Model Y была выпущена в марте, и ей еще предстоит завоевать свою долю рынка.

Готовящаяся к выходу модель Cyber Truck тоже приглянулась американским фермерам и получила множество предзаказов.

Мы видим, что для Tesla нарастить продажи в 2 и более раз - вполне достижимая задача, в то время как Ford, GM или VW на такое не способны. Рынок автомобилей на двс, очевидно, находится в стадии зрелости.

Производитель электрокаров занимает лидирующее положение в сегменте, органический рост которого неизбежен. Поэтому рынок готов платить за форд столько сколько реально стоят его заводы и автомобили, а за Теслу столько, сколько эти заводы и автомобили и будут стоить лет через 10 - 20.

Риски для инвесторов

С какими рисками сталкивается компания? Самых главных можно выделить два - конкуренция и производственные проблемы.

Конкуренция будет только нарастать.

По данным того же Блумберг к 2022 году мы сможем сделать выбор уже из 500 моделей EV. Просто так Маску никто не даст монополизировать рынок.

Главное опасение заключается в том, что матерые автопроизводители сумеют создать более дешевый и практичный электромобиль, который не оставит Tesla шансов. Пока не создали.

Производственные проблемы.

Так как компания сравнительно молода, то не все производственные процессы отлажены должным образом.

Например, выпуск Model 3 задерживался не единожды. Компании просто не хватало производственных мощностей, чтобы удовлетворить спрос, а после покупки клиенты оказывались в затруднительной ситуации, когда детали на автомобиль приходилось ждать месяцами, а сервисов и сотрудников, чтобы обслуживать новенькие Model 3 у компании в принципе не было.

Выглядит печально, но стоит отметить, что менеджмент достаточно умело и оперативно решает проблемы.

Сейчас у Теслы уже два полноценных завода. Один в Калифорнии и другой в Шанхае, который компания построила всего за 10 месяцев. А также, назло эко-активистам планируется постройка еще одной фабрики в Берлине.

Подведем итоги

  1. Последние три квартала оказались для компании невероятно успешными и показали инвесторам, что бизнес-модель может приносить прибыль. 
  2. Перспективы рынка электромобилей огромны, а сила Теслы в ее гибкости и умении подстраиваться под ситуацию. Инвесторы понимают это, и оценивает акцию гораздо выше ее ближайших конкурентов.
  3. Чем больше хайпа, тем больше волатильность. Глава компании приковывает к себе много внимания и сам периодически обрушивает котировки своих акций заявлениями в твиттере. Для спокойных и консервативных инвесторов Тесла - не лучший способ вложить деньги.

В общем, Тесла - компания непростая, и оценивать ее с фундаментальной точки зрения сложно. Ее можно либо любить и свято верить в успех, либо хоронить и пророчить банкротство.

Выбор за вами.

Полезные ссылки

https://www.youtube.com/watch?v=pQiT2U5E9tI - Познавательная и наглядная история компании

https://www.bloomberg.com/graphics/2019-tesla-model-3-survey/market-evolution.html#intro - Клиентский опыт пользования model 3. Блумберг

https://about.bnef.com/electric-vehicle-outlook/ - Ситуация в секторе. Блумберг

https://ir.tesla.com/node/20666/html - МСФО 1 кв

https://ir.tesla.com/static-files/c1723af4-ffda-4881-ae12-b6f3c972b795 - презентация 1 кв.

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.46 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Акции Tesla (TSLA).

Поделитесь с друзьями: