Турцию накрыло мощнейшей волной политической и экономической дестабилизации за последние годы после ареста главного политического оппонента президента Эрдогана — мэра Стамбула Экрема Имамоглу.
- лира упала до рекордного минимума — более 41 за доллар;
- акции турецких компаний обвалились;
- фондовый индекс BIST 100 потерял более 16% за три дня;
- ЦБ Турции был вынужден провести валютные интервенции на $26 млрд, чтобы хоть как-то остановить падение национальной валюты.
Основной индекс турецкого фондового рынка акций — BIST100. Он рассчитывается в лирах, также есть его долларовая версия. По исторической динамике он напоминает российский РТС, только с меньшей волатильностью. В последние годы они движутся асинхронно: особое ускорение турецкий индекс получил в 2022 году.
Что творится в Турции?
На первый взгляд, это чисто внутренний кризис: арест политика, обвинения в коррупции и терроризме, запрет митингов, блокировка соцсетей. Но на деле это — политический риск, который напрямую влияет на экономику. Влияние этого кризиса может быть ощутимым и за её пределами.
Почему может задеть Россию?
1. Турция — один из ключевых торговых партнёров РФ. По данным ФТС, товарооборот между странами около $50 млрд в год. Кроме того, Турция — важный покупатель российского газа, а также одно из крупнейших направлений для российского туризма.
В итоге любая дестабилизация в этой стране автоматически повышает риски для бизнеса, снижает потребительский спрос и способна повлиять на логистику, расчёты и валютные потоки.
2. Особенно чувствительными к турецкому кризису могут оказаться совместные проекты — от строительства АЭС «Аккую» до поставок продукции по зерновой сделке. Ослабление лиры делает импорт из России дороже для турецких компаний, что может привести к снижению объёмов закупок.
3. Политическая нестабильность в Турции усиливает давление на её облигации, снижает интерес к вложениям в страну, а значит — ухудшает инвестиционный климат во всём регионе. Страна и так с трудом выбирается из затяжных инфляционных шоков, а вновь вспыхнувшие политические проблемы могут подлить масла в огонь.
Чего ждать?
Экономисты уже прогнозируют ускорение в Турции инфляции и возможное прекращение цикла снижения ключевой ставки. Напомним: ставка ЦБ была недавно понижена до всего лишь 42,5%, но теперь регулятору придётся экстренно защищать лиру от дальнейшего обвала, и о смягчении можно будет забыть.
ЦБ Турции на внеочередном заседании 20 марта 2025 года повысил ставку овернайт-кредитования до 46%, чтобы защитить как раз курс лиры.
Что в итоге?
Если политический кризис затянется, Турции может грозить валютный и долговой кризис — а это уже станет серьёзным риском для всех стран, чья экономика с ней тесно связана, включая Россию.
Вряд ли нестабильность в Турции приведёт к оттоку капитала в Россию, пока идут переговоры по украинскому конфликту. Однако такие вещи в любом случае дают РФ хоть и минимальные но очки в плане развивающихся рынков.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!