Мировая экономика постоянно меняется. В декабре 2022 нам прогнозировали жуткую рецессию. Но уже в начале 2023 экономические данные говорят об обратном: рынки взлетели, и инвесторы смотрят в будущее с позитивом.
Начнём с США. Экономику Штатов колбасит не по-детски. Взгляните на индекс S&P 500 с начала года. Видите постоянное движение вверх-вниз? Это потому что инвесторы перестали верить ФРС. И считают, что ЦБ не будет держать жёсткую денежно-кредитную политику. Но давайте посмотрим:
В США процентная ставка 4,5-4,75%. В январе рынки рассчитывали, что она не вырастет за 5%.
Но в январе инфляция уже замедлялась не так сильно, как ожидали эксперты. При том что, что спрос в США продолжает расти. Значит, американский потребитель не страдает от высоких цен. Тем более что в США самый сильный рынок труда за 60 лет.
Последние макроданные показывают, что у ФРС нет повода замедлять свою политику. Так что рост американского рынка преждевременный.
Мы прогнозируем, что борьба ФРС с инфляцией затянется, ведь рост цен устойчивый. Так что ставка ФРС дойдёт до 5,25-5,5% и там остановится. И одновременно с этим регулятор загонит экономику Штатов в рецессию. Иначе инфляцию в США не остановить. Скорее всего в марте на заседании ФРС чиновники будут жёсткими. И тогда рынки одумаются.
Сам по себе доллар будет сильным. Жёсткие меры ФРС удержат индекс DXY около 100 пунктов. Вырасти выше сентябрьских максимумов будет сложно, так как политика остальных ЦБ становится жёстче, чем у США. Чего стоит только перемены в Японии, где эпоха суперлёгких денег подходит к концу. Да и политика ЕЦБ тоже жесткая. Вот давайте о еврозоне и поговорим.
Проблемы Европы похожи на американские, только уровень инфляции в Союзе намного выше. Инвесторов и чиновников радует, что рост цен в ЕС замедляется быстро: в октябре он был 10,6%, а сейчас уже 8,5%.
Промышленное производство еврозоны упало на 1,1% в декабре 2022. Экономика замедляется на фоне высокой инфляции, с которой как раз и борется ЕЦБ.
В начале февраля регулятор поднял ставки на 0,5%. Такое же повышение планируют и в марте. И даже потом ставку не перестанут повышать. Такими заявлениями ЕЦБ пытались погасить оптимизм рынка. Откуда позитив? Рецессии, скорее всего, удастся избежать: энергетический кризис ушёл, цепочки поставок восстанавливаются.
С начала года голубые фишки еврозоны растут так же активно, как и американский рынок. Но инфляция всё ещё высокая, а денежно-кредитная политика жёсткая. Так что радоваться рано.
К тому же энергетический кризис может вернуться в ЕС в любой момент. Потому что Россия сокращает добычу нефти, а ОПЕК увеличивать добычу не собирается. Цены будут расти – Goldman Sachs прогнозируют нефть по $105.
Если оценивать евро без привязки к рублю (об этой паре чуть позже), то европейская валюта выглядит сильнее американской. Как раз из-за того, что политика ЕЦБ сейчас выглядит жёстче действий ФРС. О чём мы уже поговорили.
А теперь давайте перейдём к другой глобальной экономике – Китаю. Страна сейчас очень сильно влияет на Россию, поэтому важна для нас.
В Китае сейчас 2 основные темы для разговора: открытие экономики после ковидных ограничений и напряжёнка с США.
Китай официально "решительно победил" COVID. Значит ограничения в Поднебесной больше не должны душить производства и разрывать цепочки поставок. Открытие Китая обещает быть масштабным. В ООН и МВФ ждут 4.8% роста, а Morgan Stanley - 5.7%.
За время локдаунов у китайцев накопились деньги, чтобы разогнать спрос. Депозиты домохозяйств превышают 100% прошлогоднего ВВП, отмечают The Economist. Инфляция в Китае выросла до 2,1% в январе, что показывает рост спроса.
Рынки рассчитывают, что Китай потянет всю мировую экономику вверх за собой. Сам по себе Китай имеет шансы взлететь – ковидные оковы всё-таки спадут. Но внешнее давление может задушить рост.
Высокая инфляция в США заставляет ФРС держать высокие ставки в экономике. А значит деловая активность на этом фоне будет замедляться, и спрос на китайские товары тоже.
Мы прогнозируем, что китайский Центробанк может быть жёстве в своей политике. У населения большие сбережения, спрос на экспорт снижается, а инфляция растёт. И из-за этого рост китайского рынка может замедлиться. Китай сейчас сильно зависит от западного спроса, и это главный маяк для рынка Поднебесной.
В юане тоже сплошная головная боль и неопределённость. Сможет ли Китай успешно открыться? Будет ли мировая рецессия? Ещё непонятно, как Китай переживёт ограничения США. Снижение объёмов торговли со Штатами негативно для юаня.
А вот большим позитивом может стать использование юаня в международной торговле. В первую очередь нефтью. Чем больше стран уходит от доллара и евро к юаню, тем сильнее он будет.
В ближайшее время, скорее всего, юань не будет укрепляться – не на чем. Даже будет постепенно снижаться: спрос на китайские товары снижается, а геополитическая напряжённость растёт.
Ну раз о Китае поговорили, тогда перейдём к России.
Начнём с нефтянки, ведь это основная дойная корова России.
У нефтяников пока дела не очень. Минфин ждёт, что в феврале бюджет недополучит 108 млрд рублей нефтегазовых доходов. В 2 раза больше января.
Хотя средняя цена Urals последний месяц выросла до $50.5, дисконт к эталонной Brent большой – 41%. Так что с марта Россия снизит добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Из расчёта поднять цены.
Нефтяной экспорт может подрасти, если Россия наладит поставки на Восток, а мировая рецессия не снизит объем покупок у России. Покупатели согласны, теневой флот готов, а санкции ЕС оставляют лазейку для российской нефти. Но пока перспективы для России в любом случае туманные.
В январе дефицит бюджета был аж 1,7 трлн рублей. В феврале эксперты ждут снижение налоговых выплат ещё на 7,5%, пишут РИА Новости.
Так что власти стараются достать денег для бюджета откуда только можно. В первую очередь продолжат душить крупнейшие компании. Минфин изменяет расчёт налогов на нефтяников. Чтобы правила работали в пользу бюджета, так как нынешняя стоимость нефти не отражает реальности из-за переориентации нефтяных поставок.
Также добавляют “добровольный взнос” крупных компаний в бюджет. Прецедент неприятный – если такие идеи появляются у властей, значит бюджету тяжело.
В целом дефицит бюджета в 2023 году может быть 4,5-5 трлн руб., или 3-3,3% ВВП, прогнозируют в "Эксперт РА". А вот слова Силуанова, что дефицит не превысит плановых 2% ВВП и не вызывает беспокойства, звучат сомнительно.
На российский крупный бизнес давят со всех сторон. Санкции ограничивают рынки сбыта, поставки сырья и оборудования, блокируют доступ к капиталу. А внутри России компании обдирают налогами.
Пока очень рискованно инвестировать в экспортёров (особенно нефтяников) – с них будут агрессивно собирать взносы в бюджет. А ещё есть риски для госкомпаний. Государство может решить забрать сверхдоходы себе. Придумают какой-нибудь налог, а дивиденды выплачивать не станут. Чтобы не делиться с простыми акционерами, как было с Газпромом.
Налоги и дефицит бюджета ещё можно учесть в цене, а вот неопределенность в геополитике — нет. Наш прогноз: давайте просто переживём февраль с его геополитикой. Он за последнее время стал каким-то зловещим. А Если слегка отдалиться от геополитики, то российский рынок очень дешёвый.
В феврале по бюджетному правилу продают в 3 раза больше юаней, чем в январе. И всё равно рубль падал к 75 за доллар. Цены на нефть и доходы от экспорта остаются важной составляющей. А пока что экспорт снижается. Это играет против рубля. Плюс остаются риски в геополитике.
Хотя в целом обвала рубля ждать не стоит. Скорее постепенного снижения с боковиками. Потому что с новыми правилами расчёта налогов и растущей ценой нефти экспортные доходы бюджета могут оставаться высокими. Не как в 2022, но всё же спрос на нашу нефть остаётся.
Вопрос в долгосрочной перспективе. Сколько удастся жить с сильно дефицитным бюджетом.
Перспективы в мировой экономике не очень. Рост замедляется – проблемы начинаются с Запада и тащат за собой Восток. Ведь экономики всё ещё очень тесно интегрированы, чтобы не говорили политические лозунги о “полярности” мира.
Россия попала в сильную зависимость от Китая. А на экономику Поднебесной в свою очередь сильно влияет спрос Запада. Так что ограничения против России не изолируют страну. Но теперь Западная экономика влияет на Россию не прямо, а через Китай. И не сразу, а с временным лагом.
Давайте посмотрим, как наша валюта будет чувствовать себя. Учитывая все те данные о мире, которые мы сегодня разобрали.
Рубль к доллару должен нащупать дно, потому что валюта уже очень долго падает.
Глобальную картину во многом двигает геополитика. Но экспортная выручка России всё-таки должна восстанавливаться из-за переориентации поставок на Восток, роста цен на нефть и новых налогов на экспортёров.
А поскольку политика ФРС выглядит самой мягкой среди других Центробанков, именно к доллару рубль должен укрепиться сильнее всего. До апреля мы ждём USDRUB в район 70.
Коротко про евро: учитывая жёсткую политику ЕЦБ и огромную инфляции в Союзе, рубль вряд ли сильно укрепится к евро. Будем ориентироваться на урвоень 77.
Но цены на энергетику в мире будут резко менять правила игры. И рушить прогнозы по курсу рубля.
Рынки ведут себя неоднозначно. И в такие моменты появляются искажения и неэффективность – кто-то чего-то не знает, кто-то что-то не понимает. На этом можно зарабатывать и терять деньги.
Мы строим прогнозы, потому что постоянно наблюдаем за макроэкономикой и рыночными данными. Воспринимайте их не как сигнал к действию, а как мнению нашей команды. Но не забывайте – смотрите на экономику и рынки шире, не дайте краткосрочным колебаниям исказить ваше восприятие и ваши действия.