ЕС намерен включить мораторий на поставки нефти из РФ в шестой пакет антироссийских санкций, его собираются утвердить уже в мае. Напоминаем: полное эмбарго со стороны США уже действует. И уже в связи с этим российским нефтяным компаниям грозит сокращение производства. А тотальное эмбарго со стороны «недружественных» стран грозит полной консервацией отдельных месторождений.
Кто пострадает от эмбарго сильнее других?
Один из крупнейших поставщиков нефти — Лукойл (LKOH), более 40% выручки которого приходилось на недружественные страны. Это крупнейший российский экспортер нефти и нефтепродуктов в США и Европу. Из-за эмбарго компания может начать закрывать скважины. А расконсервация таких месторождений стоит недешево, так что рост добычи потом не произойдет быстро.
Второй значительный экспортер — Газпромнефть (SIBN). Она получает около 45% выручки компания от сбыта продукции на Западе, поставляя в Европу в основном нефтепродукты: бензин, авиатопливо, битумные материалы, масла и прочее. Но если Лукойл — частная компания, то у Газпромнефти сильное лобби государства, которое может помочь смягчить удар от нефтяного эмбарго.
Несмотря на все новостные «страшилки», запрет на российскую нефть может оказаться малоэффективным, ведь существуют различные уловки для его обхода. Так, нефтетрейдеры третьих стран могут смешивать российскую нефть с другими сортами нефти. По европейским стандартам, такой «продукт» уже не будет считаться российским. Именно такую практику длительное время применяют «подсанкционные» Иран и Венесуэла.