Японский регулятор не стал ничего менять: он сохранит отрицательную ставку на уровне –0,1% и сверхмягкую денежно-кредитную политику. А доходность по 10-летним гособлигациям станет близка к нулевой.
Таким образом, ЦБ Японии не отказывается от своего курса, несмотря на рост инфляции и снижение прогнозируемого ВВП с 2,9% до 2,4%. Глава японского Центробанка Харухико Курода считает: менять финансовую политику не нужно.
Денежно-кредитная полития Японии в XXI веке
Местные власти используют свою методику стимулирования рынка почти 10 лет с небольшими изменениями. Причем сначала денежно-кредитная политика была агрессивной, а в 2016 году ее смягчили. Но уже в 2012 заработала «абэномика»: структурная политика, ориентированная на рост, низкие процентные ставки, слабую йену и крупные инвестиции в акции и недвижимость.
Это помогло избежать дефляционного равновесия, в котором страна жила с 1991 года, когда лопнула «экономика пузыря». После этого благодаря низкой ставке и росту инвестиций осторожные японцы стали использовать инновации.
Чем грозит мягкая денежно-кредитная политика Японии?
За низкую ключевую ставку Банк Японии критикуют: ведь сейчас западные регуляторы повышают ее, а японцы снижают. Этот разрыв инвесторы и спекулянты наверняка используют для «кэрри-трейда»: будут брать кредиты в иенах и вкладывать в облигации в странах с высокими процентными ставками. Таким образом, вся переплата по кредиту в Японии компенсируется доходностью зарубежных инвестиций.
Правда, carry-trade – рискованное дело, ведь нужно учитывать инфляцию в каждом из государств, а также вкладываться в инструменты стран с низким шансом на дефолт или резкое падение курса национальной валюты, иначе есть шанс остаться в кредитной кабале.
Сейчас Япония выглядит как один из самых надежных «доноров» для спекулянтов (дешевые кредиты также выдают в Венгрии, Нидерландах и Британии, но условия там стали хуже после пандемии). Хотя из-за популярности carry-trade иена слабеет, а инфляция повышается, японский Центробанк готов и дальше смягчать монетарную политику и держать отрицательную ставку.
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев