InvestFuture

Как заработать на рынке алмазов в 2022 году?

Прочитали: 1696

Цены на алмазы находятся на максимальных отметках с 2015 года. Рынок алмазов уже восстановился после кризиса, а запасы производителей находятся на минимальных уровнях. Что ждет этот рынок дальше и кто от этого выиграет? Давайте разбираться. 

Рис. 1. Индекс цен на алмазы, источник: diamondse.info

Рис. 1. Индекс цен на алмазы, источник: diamondse.info  

Быстрое восстановление

2020 год выдался для алмазной индустрии не самым удачным: продажи ювелирных изделий с бриллиантами упали на 14%, а продажи необработанных алмазов снизились на 31%. Однако в 2021-м доходы отрасли выросли быстрее, чем ожидалось, и быстро превысили уровень 2019 года. В 2021 году выручка компаний в сегменте добычи алмазов увеличилась на 62%,  в сегменте огранки и полировки — на 55%, а в розничной торговле ювелирными изделиями с бриллиантами — на 29%. При этом доходы в этих сегментах превысили уровни 2019 года на 13%, 16% и 11% соответственно.

Спрос на алмазы был высоким в течение всего 2021 года, в первую очередь благодаря росту продаж ювелирных изделий. В начале года этому способствовали праздники, такие как китайский Новый Год и день святого Валентина. В течение года рост стимулировало восстановление экономики и увеличение трат потребителей, у которых за 2020 год скопился приличный объем сбережений. В конце года спрос на ювелирные украшения также был поддержан грядущими зимними праздниками. 

Предложение в 2021 году также выросло впервые с 2017 года. В 2020 году из-за пандемии и ограничений производство алмазов снизилось на 21% до 111 млн карат. В 2021 году чистый объем добычи вырос на 5% и достиг 116 млн карат, что все еще на 20% ниже допандемийных значений. 

Рис. 2. Динамика добычи алмазов, источник: bain.com

Рис. 2. Динамика добычи алмазов, источник: bain.com  

Что дальше?

Ожидается, что в 2022 году добыча вырастет лишь на 4% и составит около 120 миллионов карат. При этом эксперты консалтинговой компании Bain & Company ожидают, что в течение следующих пяти лет предложение вряд ли достигнет уровня, предшествовавшего пандемии. Самой большой краткосрочной угрозой являются новые штаммы коронавируса, которые могут снова нарушить производство и логистику. Новые крупные проекты не были объявлены, а инвестиции в геологоразведку ограничены, поэтому рост добычи, скорее всего, останется на уровне 1-2% в год в течение следующей половины десятилетия. 

Если посмотреть на спрос, то в Bain & Company выделяют два варианта возможного развития событий: продолжение роста или же краткосрочная коррекция и последующее восстановление. В первом сценарии ожидается, что в 2022 году в США и Китае сохранится устойчивый рост, в то время как другие регионы вернутся к уровню, достигнутому до пандемии. При таком сценарии ожидается дальнейший рост продаж ювелирных изделий с бриллиантами, что создаст высокий спрос на алмазы. В данном случае рынок ювелирных изделий в 2022 году вырастет на 5-7%.

Сценарий краткосрочной коррекции предполагает небольшую коррекцию спроса на ювелирные изделия в конце 2022 — начале 2023 года с постепенным возвращением к допандемическим уровням и темпам роста в 2024 году. В этом случае рынок ювелирных изделий в 2022 году вырастет на 2-4%, а в 2023-м — снизится на 4-2%. 

Рис. 3. Ожидаемая динамика глобального рынка ювелирных изделий, источник:  bain.com

Рис. 3. Ожидаемая динамика глобального рынка ювелирных изделий, источник: bain.com  

Долгосрочные тенденции

В долгосрочной перспективе добыча алмазов, по прогнозам Bain & Company, будет ежегодно падать на 1-2% до 2030 года. Падение связано с тем, что новых крупных месторождений не появляется, а существующие рудники истощаются. 

Со спросом ситуация обстоит интереснее. По прогнозам той же Bain&Company, спрос на камни будет расти в среднем на 2-4% в год до 2030-го, но здесь есть несколько важных моментов.

Во-первых, есть вероятность конкуренции со стороны синтетических алмазов. Такие камни не уступают натуральным по качеству и характеристикам, а стоят на 25-40% дешевле. Доля искусственных алмазов растет из года в год и сейчас, по некоторым данным, составляет уже 25%. 

Портрет потребителя сильно изменился за 20 лет. Сейчас люди реже вступают в брак, не желают выставлять свое состояние напоказ (за исключением звезд шоу-бизнеса), а также уделяют большое внимание социальной ответственности компаний и экологическим трендам. Отсюда вытекает вторая проблема алмазодобытчиков. Дело в том, что они зачастую бросают разработанные карьеры и вырубают леса, а из-за разрушения верхнего природного слоя почвы она становится непригодной для жизни диких животных и сельскохозяйственной деятельности. Из-за этого такие компании все чаще уступают производителям искусственных камней в глазах потребителя. 

Чтобы бороться с растущей конкуренцией, алмазодобывающие компании поступают по-разному. Прежде всего, они выступают за то, чтобы искусственные камни имели пометку о своём синтетическом происхождении. Производители считают, что покупателям необходимо понимать, какой именно продукт ими приобретается. И это действительно имеет значение, так как, по опросам американцев, лишь 16% из них заявили, что считают подлинными синтетические бриллианты. 

Некоторые компании, наоборот, пытаются подстроиться под изменяющиеся условия. Так, например, компания De Beers запустила линейку синтетических алмазов Ligthbox. 

Алроса, в отличие от конкурента, не стала запускать производство искусственных минералов. Вместо этого она  запустила электронную площадку, на которой размещаются цифровые паспорта бриллиантов, что должно обезопасить потребителя от «нелегальной синтетической продукции и привлечь более молодую аудиторию».

Если смотреть на проблемы экологии, то здесь тоже все не так страшно. Вся работа в шахтах строго регулируется международными стандартами. Компании обязаны использовать лёгкую технику, добытчиков заставляют утилизировать шлак, а также нередко они должны спонсировать различные научные исследования. Алроса в этом плане тоже не отстает и активно следует ESG-тренду. 

Таким образом, предложение на рынке алмазов, вероятнее всего, будет снижаться, а вопрос о росте спроса пока что остается открытым. 

Во что вложиться?

Рынок добычи алмазов довольно сильно консолидирован. Основную долю рынка занимают три крупнейшие компании, во главе которых российская Алроса. На нее приходится 28% всего мирового рынка добычи алмазов. Далее идет De Beers, принадлежащая британской компании Anglo American, на её долю приходится 20% рынка алмазов. А заключает тройку лидеров отрасли австралийско-британский концерн Rio Tinto с 13-процентной долей. Более мелкие компании занимают остальные 39% рынка, но доля каждой из них несущественна. 

Рис. 4. Основные игроки на рынке добычи алмазов

Рис. 4. Основные игроки на рынке добычи алмазов

В компанию De Beers можно вложиться, только купив акции материнской Anglo American. При этом бумаги Anglo American и Rio Tinto недоступны неквалифицированным инвесторам на российских биржах. К счастью, самая крупная компания в отрасли — Алроса — является российской компанией, поэтому её акции можно свободно купить на Московской бирже. 

Алроса (ALRS)

Алроса — российская группа алмазодобывающих компаний, которая  занимает лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. На долю Алросы приходится 95% добычи алмазов в РФ, а доля на мировом рынке достигает 28%. Запасы компании составляют треть от общемировых, а их количества, по прогнозам, будет достаточно на поддержание деятельности еще 18-20 лет.

Рис. 5. Динамика акций ALRS, источник: TradingView

Рис. 5. Динамика акций ALRS, источник: TradingView  

Алроса — это типичная циклическая компания. Её выручка планомерно снижалась с 2016 года, однако в 2021 году ситуация резко изменилась. Благоприятная рыночная конъюнктура позволила Алросе в 2021 году распродать накопившиеся запасы, обеспечив взрывной рост продаж: по итогам года выручка выросла на 49% по сравнению с 2020 годом. При этом запасы алмазов резко снизились сразу на 57%. За 2021 год компания также смогла нарастить добычу: руды и песков на 12%, алмазов — на 8% год к году. 

2022 год, по прогнозам аналитиков, будет не такой успешный, как предыдущий, поскольку фактор отложенного спроса уже сойдет со сцены. Объем продаж снизится, но высокие цены на сырье поддержат выручку на текущих уровнях. По оценкам аналитиков из “Фридом Финанс”, рост продаж в этом году может составить до 15%, если не будет новых ограничений в связи с пандемией. 

Консенсус-прогноз по акциям Алросы составляет 145 рублей за штуку. Это предполагает рост на 26% от текущих значений. При этом аналитики также ожидают дивиденды за 2 полугодие 2021 года в размере 7 рублей на акцию. По текущим котировкам годовая доходность может составить более 12%. 

Мнение аналитиков InvestFuture

2021 год был максимально благоприятным для производителей алмазов на фоне отложенного спроса и общего восстановления экономики. Однако основной импульс роста уже исчерпан. В 2022 году он, по ожиданиям, продолжится, но более умеренными темпами. 

Крупнейший игрок на этом рынке — Алроса — в данный момент выглядит привлекательно для покупки на средний срок. Долгосрочно положение компании будет зависеть от ситуации на рынке, который является цикличным, то есть за рекордным ростом цен, который мы сейчас наблюдаем, неминуемо последует падение.


Аналитик Александр Никитов

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 45, среднее: 4.64 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Как заработать на рынке

Поделитесь с друзьями: