Сейчас многие российские компании не могут перевести платежи по своим евробондам: подводят платежные агенты. В списке пострадавших Северсталь, ЕвроХим, СУЭК, РусГидро, ЧТПЗ, АЛРОСА, Nordgold, РЖД.
В связи с этим правительству РФ поступил на рассмотрение новый законопроект, направленный на предотвращение таких искусственно созданных дефолтов.
Проблема в том, что все российские компании выпускали свои еврооблигации по одной и той же схеме — через иностранные «дочки», зарегистрированные в теперь уже «недружественных» странах. Их еще называют SPV — special purpose vehicle, «специально созданные компании».
Более того, все платежные агенты — тоже из «недружественных» стран. И юридические документы, регулирующие условия обращения выпуска, подчиняются законодательству все тех же государств — нормам английского права.
Запрет объявлять дефолт по своим обязательствам иностранным эмитентам, т.е. SPV, связанным с российскими компаниями.
Редомициляция иностранных эмитентов (SPV), связанных с российскими компаниями, в юрисдикцию РФ.
Читайте подробнее: Редомициляция компании: что это значит
3. Новый способ исполнения обязательств по еврооблигациям.
Если эмитент не сможет исполнить свои обязательства согласно правилам эмиссионных документов, то у него будет шанс обосновать свою позицию в российском суде. И если суд признает причины вескими, то эмитент получит право исполнить свои обязательства, разместив денежные средства в рублях или валюте на эскроу-счете в уполномоченном банке РФ. И такое исполнение обязательства будет считаться, по нормам российского законодательства, надлежащим.
Параллельно с экономическим противостоянием похоже, начинается юридическое. Пока не совсем понятно, каким именно образом «переезд» эмитентов в Россию сможет защитить их от Лондонского суда. Ведь именно в нем, согласно эмиссионным документам, должны разбираться все споры по еврооблигациям.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев