В розницу можно продавать все: от продуктов питания до детских игрушек. Поэтому и эмитенты облигаций из этого сектора разнообразны.
Наиболее сильные и устойчивые представители продуктового ритейла:
-
X5 Group, выпускает облигации через дочку Х5 Финанс;
-
Магнит;
-
Лента;
-
ОК;
-
Городской Супермаркет (бренд “Азбука Вкуса”).
Лидер — X5 Group, ее доля рынка 12,8%. Торговые сети компании:
-
Пятерочка;
-
Перекресток;
-
Чижик;
-
Карусель;
-
Много Лосося.
Второе место на рынке с долей 8,8% занимает Магнит. Известен своими торговыми сетями, магазинами “у дома”, магазинами косметики с одноименным названием.
Недавно компания приобрела значительную часть магазинов Дикси, которые продолжат работать под тем же брендом, однако позволяют Магниту существенно расширить свое присутствие в ряде регионов.
Третье место на рынке продуктового ритейла с долей 6,6% занимает ДКБР Мега Ритейл Групп. В группу входят торговые сети:
-
Красное & Белое;
-
Бристоль;
-
Дикси.
Данная компания не является публичной.
Четвертое место с долей 2,7% у Ленты. В её состав входят торговые сети Лента, Billa, Семья. Недавно был приобретен сервис “Утконос”.
Как видим, хотя рынок продуктового ритейла стремится к укрупнению, он является высококонкурентным. Доля крупных игроков на нем не превышает 30%.
Что пандемия изменила на рынке ритейла?
Изменились привычки клиентов: покупатели стали предпочитать магазины “у дома” и онлайн-доставку поездкам в большие гипермаркеты;
На сцену вышли крупные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Лавка, Сбер Маркет. Не совсем понятно, относить ли их к ритейлу или к IT-компаниям. А Сбер и Яндекс вообще выстраивают экосистемы
При этом Ozon и Яндекс на рынке облигаций известны своими конвертируемыми облигациями.
Что на рынке продуктового онлайн-ритейла?
Тут распределение долей совсем другое:
-
X5 Retail — 23,6% рынка;
-
ВкуссВилл — 20,6%;
-
СберМаркет — 18,2%;
-
Самокат — 18,2%;
-
Ozon — 11,3%;
-
Яндекс Лавка — 11,1%;
-
Wildberries — 10,6%;
-
Утконос — 8%;
-
Лента — 3,4%;
-
Азбука Вкуса — 2,8%.
Таким образом, коронавирус внес существенные коррективы в расстановку сил на данном рынке. Сегодня внимание инвесторов приковано не просто к динамике продаж, а к динамике онлайн-продаж.
А на непродуктовом рынке?
-
Детский Мир, товары для детей;
-
Автодом и Рольф, дистрибьюторы автомобилей;
-
ReStore, продажа продукции брендов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi, а также Lego, Nike;
-
Тами и Ко, магазины одежды Henderson;
-
М.Видео, которая выпускает свои облигации через дочку МВ Финанс.
Отчетность по МСФО раскрывают:
-
X5 Group;
-
Магнит;
-
Лента;
-
Детский Мир;
-
Окей;
-
Рольф;
-
Автодом;
-
М.Видео.
Как оценить долг ритейлера?
В силу специфики бизнес-модели ритейлеры имеют достаточно высокий уровень задолженности по аренде. При этом расходы по аренду учитываются в сумме “процентных расходов” и “амортизации”. При расчете EBITDA мы на самом деле получаем показатель EBITDAR — прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации и арендных платежей. При классическом расчете Чистого долга, задолженность по аренде не учитывается.
Таким образом, показатель Чистый долг/EBITDA — в классическом его исполнении — окажется заниженным, как и долг, а EBITDA — завышенной.
Поэтому при расчете показателя Чистый долг его необходимо скорректировать на сумму задолженности по аренде.
Например:
Рассчитаем Чистый долг/EBITDA для Ленты по данным МСФО LTM на 30.06.2021. Классический расчет даст нам неправдоподобно низкое значение 1,5, скорректированное — 2,3, хотя это тоже довольно комфортный уровень долга для компании.
Из представленных в таблице эмитентов наиболее сильными выглядят X5, Магнит, Лента и Детский Мир.
Наименование |
Рейтинг |
Net Debt+Rent/EBITDAR |
Маржинальность продаж |
X5 Group |
ruAA+ |
3,0 |
25% |
Магнит |
AA(RU) |
3,4 |
23% |
Лента |
AA-(RU) |
2,3 |
23% |
Детский Мир |
ruAA- |
2,0 |
31% |
Рис. 1. Продуктовые ритейлеры-эмитенты облигаций. Источник: Ритейл
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.