InvestFuture

Облигации ритейл-сегмента: что купить на российском рынке?

Прочитали: 1150

В розницу можно продавать все: от продуктов питания до детских игрушек. Поэтому и эмитенты облигаций из этого сектора разнообразны.

Наиболее сильные и устойчивые представители продуктового ритейла:

  • X5 Group, выпускает облигации через дочку Х5 Финанс;

  • Магнит;

  • Лента;

  • ОК;

  • Городской Супермаркет (бренд “Азбука Вкуса”).

Лидер — X5 Group, ее доля рынка 12,8%. Торговые сети компании:

  • Пятерочка;

  • Перекресток;

  • Чижик;

  • Карусель;

  • Много Лосося.

Второе место на рынке с долей 8,8% занимает Магнит. Известен своими торговыми сетями, магазинами “у дома”, магазинами косметики с одноименным названием.

Недавно компания приобрела значительную часть магазинов Дикси, которые продолжат работать под тем же брендом, однако позволяют Магниту существенно расширить свое присутствие в ряде регионов. 

Третье место на рынке продуктового ритейла с долей 6,6% занимает ДКБР Мега Ритейл Групп. В группу входят торговые сети:

  • Красное & Белое;

  • Бристоль;

  • Дикси.

Данная компания не является публичной. 

Четвертое место с долей 2,7% у Ленты. В её состав входят торговые сети Лента, Billa, Семья. Недавно был приобретен сервис “Утконос”. 

Как видим, хотя рынок продуктового ритейла стремится к укрупнению, он является высококонкурентным. Доля крупных игроков на нем не превышает 30%. 

Что пандемия изменила на рынке ритейла?

Изменились привычки клиентов: покупатели стали предпочитать магазины “у дома” и онлайн-доставку поездкам в большие гипермаркеты;

На сцену вышли крупные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Лавка, Сбер Маркет. Не совсем понятно, относить ли их к ритейлу или к IT-компаниям. А Сбер и Яндекс вообще выстраивают экосистемы

При этом Ozon и Яндекс на рынке облигаций известны своими конвертируемыми облигациями. 

Что на рынке продуктового онлайн-ритейла?

Тут распределение долей совсем другое:

  1. X5 Retail — 23,6% рынка;

  2. ВкуссВилл — 20,6%;

  3. СберМаркет — 18,2%;

  4. Самокат — 18,2%;

  5. Ozon — 11,3%;

  6. Яндекс Лавка — 11,1%;

  7. Wildberries — 10,6%;

  8. Утконос — 8%;

  9. Лента — 3,4%;

  10. Азбука Вкуса — 2,8%.

Таким образом, коронавирус внес существенные коррективы в расстановку сил на данном рынке. Сегодня внимание инвесторов приковано не просто к динамике продаж, а к динамике онлайн-продаж. 

А на непродуктовом рынке?

  • Детский Мир, товары для детей;

  • Автодом и Рольф, дистрибьюторы автомобилей;

  • ReStore, продажа продукции брендов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi, а также Lego, Nike;

  • Тами и Ко, магазины одежды Henderson;

  • М.Видео, которая выпускает свои облигации через дочку МВ Финанс.

Отчетность по МСФО раскрывают:

  • X5 Group;

  • Магнит;

  • Лента;

  • Детский Мир;

  • Окей;

  • Рольф;

  • Автодом;

  • М.Видео.

Как оценить долг ритейлера?

В силу специфики бизнес-модели ритейлеры имеют достаточно высокий уровень задолженности по аренде. При этом расходы по аренду учитываются в сумме “процентных расходов” и “амортизации”. При расчете EBITDA мы на самом деле получаем показатель EBITDAR — прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации и арендных платежей. При классическом расчете Чистого долга, задолженность по аренде не учитывается.

Таким образом, показатель Чистый долг/EBITDA — в классическом его исполнении — окажется заниженным, как и долг, а EBITDA — завышенной. 

Поэтому при расчете показателя Чистый долг его необходимо скорректировать на сумму задолженности по аренде. 

Например:

Рассчитаем Чистый долг/EBITDA для Ленты по данным МСФО LTM на 30.06.2021. Классический расчет даст нам неправдоподобно низкое значение 1,5, скорректированное — 2,3, хотя это тоже довольно комфортный уровень долга для компании. 

Из представленных в таблице эмитентов наиболее сильными выглядят X5, Магнит, Лента и Детский Мир.

Наименование

Рейтинг

Net Debt+Rent/EBITDAR

Маржинальность продаж

X5 Group

ruAA+

3,0

25%

Магнит

AA(RU)

3,4

23%

Лента

AA-(RU)

2,3

23%

Детский Мир

ruAA-

2,0

31%

Рис. 1. Продуктовые ритейлеры-эмитенты облигаций. Источник: Ритейл


Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 26, среднее: 4.46 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Облигации

Поделитесь с друзьями: