banner
banner

"Один пояс — один путь": китайский проект нежизнеспособен?

10:15 12.05.2023
"Один пояс — один путь": китайский проект нежизнеспособен?

Инициатива КНР «Один пояс — один путь» поражает размахом. В рамках этого проекта предполагается строить по всему миру железные дороги, магистрали, электростанции, чтобы активно заниматься торговлей. Если все получится, то участникам проекта станут 60-70% населения Земли и 30% мирового ВВП. Профит Китая очевиден: выстроив аналог Шелкового пути, он расширит свое влияние и сможет «припарковать» огромные резервы от торгового профицита. Но что еще важнее, КНР окажется в центре торговли, построенной на ее инфраструктуре, то есть займет место, которое США занимают сейчас. 

Чем привлекателен «Один пояс — один путь»? 

  • бедные страны смогут получить инвестиции от Китая;

  • он относится к аутсайдерам лучше, чем западные страны и международные организации;

  • Поднебесная не ставит жёстких экономических или политических условий для заёмщиков. 

И как идут дела?

С одной стороны, в проект уже успели проинвестировать около $1 трлн. Железные дороги соединили крупные города в Африке и Азии, улучшив качество жизни и торговли, а электростанции позволяют всё это питать и делают энергетику дешевле. 

С другой, дела идут не очень. Недавно стало известно, что Италия под давлением США собирается выйти из «Один пояс — один путь». Того и гляди там останутся только бедные развивающиеся страны. А иметь дело с ними Китаю не так уж выгодно: всё больше из них заявляют, что не смогут расплатиться по кредитам, поскольку вложения не окупаются, а эпоха низких ставок и огромной ликвидности закончилась. Ну а теперь, когда мир на грани рецессии, надеяться на исправные платежи от бедных стран стало совсем сложно.

А еще у Китая сейчас проблемы в собственной экономике, он медленно восстанавливается после локдаунов, поэтому поддержать собственный рынок ему важнее, чем давать дешевые кредиты всем подряд. 

Если «Пояс — путь» свернут, Россия пострадает? 

Не особо: с 2022 года китайцы почти не делали в нее новых инвестиций. Хотя за последние 20 лет выдали нам $125 млрд кредитов, в основном для нефтяников. Кроме того, конкретно в «Поясе-пути» Россия играла небольшую роль: все эти «коридоры», которые формирует проект, задевают РФ по касательной. 

Не исключено при этом, что если Китай перестанет разбрасываться инвестициями, то больше достанется не беднейшим странам, а России. Поднебесной выгодно вкладываться в РФ: у нас освобождается рынок сбыта, а также мы предлагаем кучу энергоресурсов по хорошим ценам.

Никита  Марычев
Никита Марычев
Автор
Копировать ссылку