Благодаря искусственному интеллекту (AI) нас ждет четвертая промышленная революция, говорят в ООН. Глобальных изменений в экономике ждут к 2030 году. Сейчас AI – забавная игрушка, реже – полезный помощник.
Хотели «Терминатора», получили «автоответчик»
Российские IT-компании развивают AI, но больше для корпоративного и госсектора. А личные боты и помощники («низкий искусственный интеллект») чаще используют как игрушки. Например, Алиса в большинстве случаев говорящий медиаплеер или будильник, реже – компаньон.
А рынок явно шире. В Америке, например, продают электронные кошельки с искусственным интеллектом (Wallet.ai и Digit). Они умеют сами платить по счетам, следят за расходами и помогают экономить, опираясь на привычки владельца.
Российские финансовые ассистенты предлагают меньше опций
«Олег» от Tinkoff может рассказать о доходах/расходах, разбить их по категориям, настроить автоплатежи или ограничить расходы. Кроме того, он неплохо борется со спам-звонками. Но если спросить его «как оптимизировать расходы» или предложить сравнить расходы за пару месяцев, «Олег» отправит в техподдержку.
Чуть больше предлагают AI-помощники от «Альфы» и Сбера. Они могут посчитать доходы и расходы, а сберовский «Салют» может переводить деньги родным или делать покупки, но в основном в своей экосистеме. Не пользуешься сервисами Сбера – искусственный интеллект превращается в «кирпич».
Многие пользователи, кстати, продолжают считать бюджет по старинке: на бумаге, в таблицах Exel или обычных приложениях. Даже если знают, что AI может упростить эти задачи.
Приложения вне экосистем
Алгоритмы считают и предсказывают доходы и траты в приложениях. Например «Дзен-мани». Впрочем, никаких сверхсложных задач AI не поручают. Это мало отличается от обычной автоматизации: поставить даты получения зарплаты и включить напоминалки о счетах и тратах можно самому.
Советы искусственного интеллекта многим кажутся навязчивыми. Например, не всем нравится, когда «Озон» напоминает купить туалетной бумаги. К тому же, большинство не согласно передавать сторонним ресурсам данные о банковских транзакциях, даже если создатели гарантируют безопасность.
«Мало данных»: руководить бюджетом и оптимизировать траты ботам трудно
Категории «Кафе и рестораны», «Магазины» и «Прочее» сейчас – мешанина, в которую попадает всё, от посуды до бытовой химии. Корректировать расходы, полагаясь на эту информацию, сложно.
К примеру, «Олег» не расскажет клиенту, что тот ест много шоколада: достаточно купить сладкое в супермаркете или ларьке у дома. Если покупать в кондитерских – хотя бы выделит в отдельную категорию.
О расходах и доходах наличными нужно отчитываться боту вручную, на это не всем хватает терпения.
Западные сервисы в РФ почти не используют
Хотя некоторые из них впечатляют: например, владельцы Apple могут за $10 (если найти как оплатить) подписаться на американский Fetch — бот для смарт-часов выбирает дешевые товары и услуги в зависимости от местоположения и интересов пользователя. AI, кстати, обрабатывает первую часть запроса (составляет условный ТОП-10). Ссылки на лучшие предложения выбирает менеджер-человек. Но нужно знать английский, а ещё система плохо знакома с нашими компаниями и маркетплейсами.
«А как же робо-эдвайзеры?»
В рунете сейчас работает около десятка сервисов, использующих AI для обработки сигналов с Forex-бирж, криптообменников и других рынков. Но надеяться на «иксы» не стоит: роботы медленно реагируют на изменения или вовсе смотрят за сигналами живых трейдеров. В самых подозрительных вместо искусственного интеллекта работают простые люди. Возможно, через несколько лет AI сможет обыграть рынок, но сейчас эти боты – пустая трата времени и денег.
Экономим без алгоритмов: список приложений-помощников по финансовым вопросам
- «Финансы», CoinKeeper и Monefy – для учета финансов;
- Интелинвест – для контроля за инвестициями;
- inShopper – для экономии в супермаркетах;
- АЗС Навигатор – поиск скидок и акций на автозаправках;
- Арендориум.ру – аренда всего: от палаток до свадебных платьев.