Пандемия изменила поведение потребителей. Ведь во время локдаунов власти ограничили передвижения и люди в основном стали закупаться в магазинах рядом с домом или онлайн. Поэтому акции ритейлеров взлетели на фоне пандемии. Например, ГДР X5 Retail Group выросли за год на 31,34%, акции "Магнита" набрали 57,08%, а Ozon успешно провел IPO в ноябре.
Как только появились новости о первых вакцинах, начало казаться, что совсем скоро с пандемией рынки попрощаются. Каким будет поведение потребителей после пандемии? Как будет трансформироваться ритейл в долгосрочной перспективе? Какие акции интересны для инвестирования? Обсудили эксперты на онлайн-конференции Finam.ru "Итоги года - ритейлу вирус не помеха".
Артем Михайлин, аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал", считает, что в продуктовом ритейле не будет значительных изменений после пандемии, так как процессы, которые ускорила изоляция, будут продолжаться в долгосрочной перспективе. Но восстановление сектора услуг и возвращение трафика в HoReCa создаст эффект высокой базы, поэтому могут замедлиться темпы роста продуктовых ритейлеров относительно этого года, добавляет эксперт. Также он отмечает, что краткосрочный эффект высокой базы может наблюдаться у онлайн-ритейлеров вроде Ozon, к которым в этом году пришло большое количество новых покупателей.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, согласен с тем, что пандемия ускорила процессы.Потребители теперь покупают продукцию по качественным характеристикам без опоры на бренд. Так приобретают нефть, сталь, зерно. Все эти процессы начались задолго до пандемии и продолжаются по сей день, пандемия сильно ускорила эти процессы, но не поменяла их направление, подытоживает аналитик.
Дмитрий Леонов, зампред правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", отмечает, что во время пандемии наибольший рост в продуктах питания показали дискаунтеры, ритейлеры в формате "магазины у дома" и e-commerce. Эксперт прогнозирует, что в краткосрочном периоде будут продолжаться текущие тренды.
Мария Язева, руководитель, управление по связям с инвесторами X5 Retail Group, считает, что коронавирус изменил розничную торговлю как отрасль экономики, в связи с этим есть и серьезные риски, и новые возможности. "Пандемия – это уникальная возможность привлечь новых покупателей с помощью цифровых сервисов, повысить лояльность имеющихся клиентов и совершить прорыв в цифровизации процессов", - добавляет эксперт. Также г-жа Язева видит потенциал для ускоренной консолидация рынка офлайн-розницы на фоне снижения доходов потребителей вследствие пандемии за счет вытеснения более крупными и успешными розничными операторами более мелких игроков.
Егор Макеев, аналитик "Райффайзенбанка", высказывает отличное от своих коллег мнение: "С нормализацией ситуации продажи в продуктовом ритейле окажутся под некоторым давлением из-за роста посещаемости ресторанов и туризма". С учётом высокой базы продаж периода пандемии, после нее могут замедлиться годовые темпы роста выручки, добавляет эксперт. "Что касается непродовольственной розницы, то здесь эффект базы в некоторых сегментах может быть ещё более выраженным, например, продажи электроники и товаров для дома получили поддержку от перевода части сотрудников и учащихся на удалённый режим", - отмечает г-н Макеев.
Фёдор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight, считает, что ритейл трансформируется в сервисно-развлекательную модель, включающую в себя доставку из других магазинов и сервисы вокруг покупок. Но после пандемии спрос плавно уменьшится, так как потребителю сейчас больше некуда тратить деньги, заключает эксперт.