Трамп тут объявил о создании стратегического крипторезерва – и России тоже пора обдумать перспективы использования крипты, считает глава РСПП Александр Шохин.
Интересно, что кое-что она уже применяет.
1. Крипта используется РФ в расчетах за нефть с Китаем и Индией, сообщает Reuters. Пока это не массовое явление, но объемы постепенно растут.
2. Некоторые российские нефтяные компании применяют биткоин, эфириум и стейблкоины (например, Tether) для упрощения конвертации юаней и рупий в рубли. Тот же Reuters утверждает, что объем транзакций одного из трейдеров в Китае составляет «десятки миллионов долларов в месяц».
Согласно данным Chainalysis, в 2024 году объем криптопереводов, связанных с подсанкционными субъектами, составил $15,8 млрд, это 39% всех сомнительных операций. Причем структура этих потоков меняется:
- выросли объемы переводов, связанных с Ираном;
- число русскоязычных обменников без KYC-доступа достигло максимума за 4 года.
В январском отчете Chainalysis также указано, что в 2024 году общая сумма, переведённая на адреса, связанные с незаконной деятельностью, составила $41 млрд против $46 млрд в 2023 году.
Кстати, глава Минфина Антон Силуанов в интервью телеканалу Россия-24 прямо заявил, что криптовалюты — отличное средство для внешней торговли:
«Мы видим взлеты и падения курсов криптовалют. Как средство сбережения это волатильно. Я бы не рекомендовал нашим гражданам рассматривать [криптовалюты] как средство накоплений. Но для расчетов использование криптовалют и цифровых финансовых активов очень перспективно».
Почему крипта — не резервный актив для России?
Представьте: ваши резервы сначала вырастают на 200%, затем падают на 80% — и вместе с ними валится курс рубля и экономическая стабильность.
Да и доллар как резерв тоже становится всё менее доступным — это инфраструктурно дорого, рискованно, и часто невозможно. В этих условиях страны часто выбирают золото — тоже волатильный актив, но с гораздо большей историей и уровнем доверия. Оно, как и биткоин, зависит от политики ФРС, но менее подвержено резким колебаниям.
Конечно, в будущем биткоин может стать «новым золотом», особенно на фоне легитимизации со стороны Центробанков. Но — не сегодня. Пока — только расчёты, а не резервы.
Набиуллина также считает, что позволить себе крипторезервы могут лишь США как эмитент главной мировой валюты. А Россия — не Штаты, так что рисков у нас гораздо больше.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!