Если не будет решен вопрос замещения импортного оборудования для производства электроэнергии, перебои с теплом и электричеством могут начаться даже в такой «энергетически богатой» стране, как Россия.
В чем проблемы электроэнергетики?
Производителям электроэнергии грозит дефицит импортного оборудования из-за санкций и ухода с российского рынка отдельных компаний. Совет производителей энергии считает основным риском в работе теплоэлектростанций (ТЭЦ) наличие турбин иностранного производства.
При этом основные поставщики турбин в РФ:
-
Siemens (Германия);
-
General Electric (США);
-
Ansaldo (Италия);
-
Alstom (Франция).
Есть опасность, что ТЭЦ не смогут закупить новое оборудование и обслуживать уже имеющееся. А тогда после ухода западных компаний, по мнению Совета, часть ТЭС могут вынужденно закрыть. Эксперты уже предложили Минэнерго составить график вывода и консервации отдельных блоков, оценить влияние таких мер на чувствительность региональных энергосистем.
Есть ли альтернативы ТЭЦ?
Практически нет. На тепловые электростанции приходится больше 60% вырабатываемой электроэнергии. Оставшуюся часть делят между собой:
-
ГЭС — около 19%;
-
атомные — примерно столько же;
-
возобновляемые источники энергии — менее 1%.
В России более 40 парогазовых энергоблоков по всей стране: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Челябинск, Калининград, Тюмень, Казань, Краснодар, Пермь. Жители всех этих городов могут почувствовать на себе проблемы в работе ТЭЦ.
При этом на разных объектах доля импортного оборудования колеблется, но в среднем она превышает половину всего оборудования. Для московских парогазовых установок немного ниже — на импорт приходится 30%.
Возможно ли импортозамещение турбин?
В случае негативного сценария у России есть около пяти-семи лет на развитие производства турбин, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим.
Кстати, в 2017 году в России уже пытались перейти на собственное производство газовых турбин. В проекте участвовали "Ростех", "Роснано", компания "Силовые машины".Но тогда достичь успеха не удалось: полученный образец сломался при испытаниях.
При этом газовая турбина большой мощности — одна из сложнейших машин на сегодняшний день. Используемые в ней материалы подвергаются высоким нагрузкам, поскольку температура в турбине может превысить 1400 градусов, а это больше температуры плавления большинства металлов.
По оценке Манфреда Кристиана Вирзума, который возглавляет Институт паровых и газовых турбин при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе, разработка подобного оборудования потребует затрат в сотни миллионов евро. Но даже больших инвестиций недостаточно: для достижения успеха в этой области потребуются серьёзные научные исследования и длительные испытания.
Журналист Татьяна Баглаева, редактор Никита Марычев