banner
banner

Запрет экспорта топлива в России: поможет ли это поборть дефицит?

07:43 22.09.2023
Запрет экспорта топлива в России: поможет ли это поборть дефицит?

Цены на бензин сегодня действительно очень высокие. Однако АЗС в России — вообще не источник дохода. Крупные сети типа Лукойла это может и не сильно напрягать, у них есть на чем зарабатывать. А вот маленькие заправки выживают как могут. Да и их количество все время сокращается. Почему?  

Подробнее смотрите на YouTube:

Все просто. Когда вы заплатили за свой литр 92-го рублей 50, заправка получала всего 4-5 рублей с литра. И с этих вот рублей еще ведь надо заплатить налоги, зарплаты, амортизацию, и так далее. А иногда, как этим летом, маржинальность по топливу для заправок уходила вообще в минус.

Рис. 1-2. Маржа и маржинальность заправок в России. 

Ведь более 60% стоимости литра бензина — это разнообразные налоги. А все остальное — себестоимость.

И если вас изумляют эти цифры, не спешите: это только верхушка айсберга. А знали ли вы, например, что ФАС неофициально давала подзатыльники заправкам, которые повышали цену на бензин выше инфляции?

Рис. 3. Письмо Министерства финансов РФ №03-01-10/52839.

А знали ли вы, что нефтяники в России должны государству, если получают убытки от продажи топлива? Или что они получают от государства дополнительные деньги, если на нем зарабатывают? Или что оптовый рынок топлива в России устроен так, что ни у кого нет стимула снижать на нём цены? Давайте во всем этом разбираться. 

Откуда взялся рост цен на бензин?

Многие думают, что цена на бензин в России зависит от цены на нефть. И каждый раз удивляются: почему бензин дорожает, когда дорожает нефть, а когда нефть падает, бензин опять дорожает? Ведь одно должно зависеть от другого!

В мире действительно есть рынки, которые так и работают. Например, США и Германия: нефть вверх — заправки поднимают цены, нефть вниз — цены тоже вниз.

А в Германии ещё и полюбили динамическое ценообразование: утром и вечером цены на заправках выше, днём — ниже. Зависит это от спроса на бензин в течение дня. В Венесуэле, Иране и ОАЭ цены субсидировались и вообще были ниже рынка. Но оказалось, что такой подход так себе. В Венесуэле, например, бензин то и дело стоил дешевле воды, и для машин его хронически не хватало: венесуэльцам понравилось покупать бензин "дома" и продавать его в соседней Колумбии по рыночной цене. Естественно, сотрудники венесуэльских госкомпаний тоже в этом активно участвовали.

В Эмиратах субсидии на бензин тоже привели к проблемам: когда цены на нефть в середине 2010-х упали, в бюджете денег стало не хватать, и властям пришлось одновременно ввести налоги и убрать субсидии. Это очень больно ударило по гражданам и производствам, потому что у людей и фирм перестали сходиться бюджеты. 

Что в итоге? Если цену на бензин назначает рынок, то цена очень нестабильна. Если цену искусственно занижать, то начинается контрабанда, коррупция, дефицит топлива — и потом, когда нефть всё-таки сильно изменится в цене, субсидии придется убрать. А это не особо эффективно. 

Россия до 2009 года шла по пути Германии и США. Посмотрите на график: до 2009 года цена шла то вниз, то вверх. А с 2009 года — только вверх.

Рис. 4. Цены на бензин в России. 

А все потому, что у России свой механизм. И благодаря ему цена на топливо относительно стабильна. Но именно из-за этого механизма цена на бензин действительно растет всегда. 

Вот составляющие механизма, который гонит цены на бензин в России вверх:

  • демпфер;

  • акцизы;

  • принцип "инфляция минус".

Как работает демпфер?

Наши нефтяники должны государству, если теряют деньги на топливе, и получают от него субсидии, если зарабатывают. Этот механизм называется демпфер. А нужен он затем, чтобы наши нефтяные компании хоть что-то зарабатывали на топливе. Потому что топливо в России продавать, как правило, убыточно. Но компенсировать издержки могут только вертикальные компании, то есть такие, где есть и добыча, и переработка, и розница. Независимые АЗС не получают ничего.

Что такое "Инфляция минус"?

Это удивительный механизм, который работает так: вы будете покупать топливо по рыночной цене. Сколько топливо стоит на бирже или у вашего поставщика — столько и заплатите. А продавать будете по цене, которую разрешит государство, а оно не позволяет повышать цены выше инфляции. Причем неофициально: никаких законов и указов на эту тему нет.  

Каждый раз, когда топливо исчезает с заправок, местные власти — например, губернаторы — начинают кошмарить заправщиков и насылают на заправки ФАС. Она ищет у заправщиков маржу, которой нет. И каждый раз это кончается ничем. Это уже почти ритуал.

 

Рис. 5.Механизм "Инфляции минус".

Правда, кажется, механизм сломался. Например, две недели назад в Петрозаводске бензин подорожал сразу на 10 рублей за ночь. И никому ничего за это пока не было. Потому что, видимо, альтернативой стало бы исчезновение топлива.

 

Рис. 6. Подорожание топлива в Петропавловске.  

Что такое акцизы?

Это косвенный налог на топливо, который вы платите каждый раз при покупке бензина, вместе с НДС. Сегодня акцизы составляют около 10,5 рублей за литр бензина, в зависимости от класса, и почти 9 рублей за литр дизельного топлива.  

 

Рис. 7. Акцизы на топливо. 

Они все время растут. В плановом бюджете на следующие годы тоже внесено повышение акцизов. Снижали их очень редко — например, в 2018 году, чтобы остудить рынок.

 

Рис. 8. Снижение акцизов. 

Но топливо всё-таки исчезает с заправок в других регионах страны. Вот например, в Краснодаре на прошлой неделе закончился дизель. Да и вообще в южных регионах страны случился настоящий коллапс с топливом. 

Дошло всё до того, что глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев пригрозил срывом посевной, если дизель не появится на заправках.

Рис. 9. Дефицит топлива и срыв сельхозработ. 

Вряд ли такую ситуацию можно назвать нормой. Россия экспортирует топливо в Бразилию, а в Краснодаре и Ростове-на-Дону фермеры не могут убрать урожай. Очень хочется, чтобы эту проблему всё-таки решили. 

А откуда берется дефицит бензина?

Он в России стабильно пропадает примерно раз в пять лет. Но сейчас, судя по всему, ситуация очень серьезная. Недаром министр сельского хозяйства бьёт тревогу: раньше проблемой для сельхозпроизводителей была цена, а теперь важно, чтобы топливо просто было. И именно в южных регионах топлива особенно не хватает: оно едет мимо полей в совсем другие места. В итоге Патрушев считает, что экспорт бензина пока что надо вообще запретить.

Но на юге, по-видимому, дело не только в поставках топлива на СВО. Многие НПЗ летом просто встали на плановый ремонт. А само топливо простаивает в пробках на железной дороге. Пробки на ж/д и закрытые аэропорты стимулируют кататься на машинах и автобусах. То есть, спрос на топливо предъявляют сразу три огромных потребителя: аграрии, армия и розничный покупатель. 

Но ещё есть и четвертый потребитель — экспортеры. Бензин из России покупают в странах ЕАЭС, Азии, Латинской Америке. И цены за границей гораздо выше внутренних, в том числе из-за слабого рубля. Много топлива идёт на экспорт "всерую" и "вчёрную". Точно ли запрещать экспорт — это хорошая идея? Не факт. О том, что длительный запрет экспорта бензина ударит по отрасли, говорит и большой нефтяной бизнес. Например, Александр Дюков из Газпромнефти. Минэнерго, в свою очередь, пообещало бороться с серым экспортом максимально жёстко. 

Как видите, часть проблем просто временная. Но вот часть, как всегда — нет. Демпфер и дешёвый рубль никуда не денутся.   

И напоследок немного макроэкономики. В чем коварство бензина для инфляции? В том, что затраты на топливо входят в цену почти любых товаров, которые вы видите на полке. И вот что неприятно: чем дешевле товар, тем больше в его цене доля затрат на перевозку. 

А вот, например, коллеги из канала MMI считают, что кризис с топливом — исключительно рукотворный и привел к сокрушительному удару по ценовым ожиданиям. ЦБ тоже оценивает ситуацию с топливом как двигатель инфляции.

Никита  Марычев
Никита Марычев
Автор
Копировать ссылку