АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
объединила экономистов и преподавателей австрийских университетов. Ее виднейшими представителями стали К. Менгер, Э. фон Бем-Баверк, Ф. Визер (см. разд. 1.1). Начало австрийской школе, сформировавшейся в 1870-х гг., положили работы Т. Госсена. А. ш. (м.) получила большой резонанс и оказала значительное влияние на другие школы в разных странах. Теории, близкие Австрийской школе, развивали У. Джевонс (Великобритания) и Л. Вальрас (Швейцария) (см. разд. 1.1), положившие начало математическому направлению в экономической науке.
А. ш. (м.) называют еще школой предельной полезности. Ее представители выдвинули положение о том, что экономическая теория должна изучать явления хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта. Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы. Психология субъекта всегда первична по отношению к экономике. Метод А. ш. (м.) называют методом робинзонад, нацеливающим на изучение индивидуального хозяйства.
Представители этой школы отказались от определения стоимости трудом. Для обозначения товара был предложен термин «материальное благо», стоимости – термин «ценность», характеризующий полезность вещи. Было введено новое определение стоимости через предельную полезность. Ценность материальных благ рассматривалась как свойство тех вещей, которые подвержены закону редкости.
Процесс образования ценности представлен двумя этапами: 1) образование субъективной ценности; 2) образование объективной ценности. Под первой понимается индивидуальная оценка материального блага отдельным потребителем. Ценность зависит от насыщенности потребления данных благ (стакан воды у источника и в пустыне) и определяется предельной полезностью блага. Предел берется как крайняя величина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители А. ш. (м.) понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.
Принцип предельности распространился и на средства производства. Была создана теория «производительного блага», которая обосновывала, что процент, прибыль, рента возникают помимо стоимости.
А. ш. (м.) пыталась преодолеть односторонность трудовой теории стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 1880-х гг. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (фр. marginal – предельный).
Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (см. разд. 1.1), издавший книгу «Принципы экономики».
Особое внимание А. ш. (м.) обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой – нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.
Абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, А. ш. (м.) дает односторонние знания стоимости и цены.