Элемент времени в предложении
принцип, который использовал А.Маршалл, когда исследовал три временных интервала: текущий, краткосрочный и долгосрочный периоды, каждый из которых по–разному влияет на рыночное равновесие. Текущий период характеризуется мгновенным равновесием, когда резкое изменение спроса в результате скачкообразного роста доходов населения или расширения рынка в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены. В текущий период кривая предложения остается вертикальной, поскольку производитель не имеет времени отреагировать увеличением производства. Краткосрочный период будет характеризоваться краткосрочным равновесием, при котором предложение будет выше, чем в текущий период. Такое увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. В то же время, увеличение предложения приведет к снижению цены. В краткосрочном периоде кривая предложения становится более пологой. Краткосрочное равновесие достигается на уровне, когда цена еще по–прежнему стимулирует дополнительное производство, увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования. Долгосрочный период предполагает, что к этому периоду уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого, и к дальнейшему снижению цены. Цена снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не стала прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В целом, цена оказалась несколько выше, чем раньше. Таким образом, можно сделать вывод, что если в текущем и краткосрочном периодах наблюдается резкое изменение цен, то в долгосрочном периоде – изменение в объеме. Если в первоначальный период был рост цен, то в дальнейшем – их падение при росте количества предлагаемого.