ИНДЕКС ГЕРФИНДАЛЯ
См. Индекс рыночной концентрации
См. Индекс рыночной концентрации
индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм.
Индекс Герфиндаля - индекс, измеряющий уровень влияния на рынке одного или нескольких продавцов. Индекс рассчитывается как сумма доли каждого продавца, действующего на рынке.
Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния фирмы, доминирующей на рынке.
индекс рыночной концентрации; высчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. И.г. позволяет измерить концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии. Построение этого индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. доли в общем объеме продаж отрасли (в процентах).
(Herfindahl index) Индекс концентрации в отрасли. Индекс вычисляется как сумма квадратов долей рынка всех фирм. Итак, H=?isi2, где si –доля рынка i-й фирмы. Если есть N фирм, то наименьшее значение H достигается тогда, когда все N фирм имеют равные доли, т.е. при условии, что si = 1/N для всех i, и H = N(1/N2) = 1/N. Наибольшее значение, которое может принять Н, равно 1, и приближается к нему по мере того, как доля рынка крупнейшей фирмы стремится к 1, а доля рынка остальных фирм стремится к 0. Следовательно, H увеличивается по мере роста концентрации.
HERFINDAHL INDEX
И.Г. является показателем степени концентрации в отдельной отрасли. Индекс рассчитывается на основе суммирования квадратов значений долей всех фирм отрасли на рынке. Если принять количество фирм в отрасли за n, то индекс Н равенН = S Si2,где Si обозначает долю фирмы i данной отрасли на рынке.Если имеется лишь один продавец, S=1 и, следовательно, Н=1. Если имеется n продавцов, имеющих одинаковую долю на рынке, то Н=1/n.В последние годы Министерство юстиции США в возрастающих масштабах использовало И.Г. с целью выработки решений, связанных с возможными негативными последствиями горизонтальных слияний (т. е. в рамках одной отрасли) для обеспечения условий нормальной конкуренции.