Культурная среда и коммуникационные процессы
У каждой страны - своя культурная среда, то есть свои обычаи, правила и запреты. Специфическая культурная среда и запреты складываются и в рамках конкретной организации. Пример. многие из ранних идей науки и практики управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. Однако, по мере того, как рабочие становятся все более образованными, изменяются образовательные, культурные и социальные ценности организации.
Все большее количество людей находит, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса к работе, а не повышение производительности труда. На смену ценности специализации приходит ценность удовлетворенности рабочего своей работой. Коммуникация - способ осуществления взаимодействия в организации на основе обмена информацией. Информация - совокупность внешних признаков объектов взаимодействия. Коммуникации классифицируются следующим образом: между организацией и внешней средой - реклама, связь с общественностью, отчеты; между различными подразделениями организации -отчеты, предложения, служебные записки; по нисходящей - указания, информационные материалы; горизонтальные - обмен опытом, деловые переговоры; между руководителем и подчиненным - постановка задания, мотивация; формальные (служебные отношения) и неформальные (слухи); вербальные (словесные) и невербальные (позы, мимика, жесты). Коммуникационный процесс - это обмен информацией между ее отправителем и получателем. Сообщение предполагает наличие соответствующего природе взаимодействия канала передачи информации и обратную реакцию со стороны получателя сообщения. В процессе коммуникаций возникают барьеры в виде различного восприятия или трактовки: языка; смысла слов; поведения. Существует несколько рекомендаций по осуществлению эффективной коммуникации: не перебивать и не критиковать собеседника; проявлять заинтересованность и терпение; создавать комфортную атмосферу для общения и устранять раздражающие факторы. В организации информация асимметрична - информация недостаточна и сосредотачивается в руках менеджера. Сбор информации вызывает дополнительные затраты. Дополнительный объем информации вызывает падение дополнительной выгоды на единицу информации. В рамках организации существует рынок информации и равновесный уровень информационного обеспечения, при котором выгоды от сбора информации равны потерям при сборе информации.
Налаженный коммуникационный процесс в образцовых фирмах выражается в общении со следующими признаками: неформальный характер (совещания, товарищеские встречи, "круглые столы"); высокая интенсивность (отсутствие запретов, ограничений на вопросы) поддержка материальными средствами (во всех помещениях устанавливаются грифельные доски, в столовых маленькие столы заменяются большими, управленческие службы собираются в комплексы в одном помещении - "под одной крышей"); близость расстояния общения, непосредственное общение (программа "открытых дверей", собеседование, опросы). Деловые переговоры проводятся с целью решения фирмой своих деловых проблем путем встреч менеджеров. При этом возникает задача "создания" партнера и удовлетворения его потребностей. Предмет деловых переговоров -споры, сделки.