Личность
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Синонимы | лицо, индивидуальность |
Фразеологизмы и устойчивые сочетания | переходить на личности, культ личности |
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
1) динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или человеческой общности. Л. определяется данной системой общественных отношений, культурными и биологическими особенностями индивида (человеческой популяции).
1.структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления; 2. человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности; 3. способность человека « быть личностью», то есть проявлять свое отношение к миру и себе
человек, как носитель каких-либо свойств (лицо). Личность есть источник всех общественных отношений. Природа и сущность личности заключаются в следующем:
во-первых, личность не есть только лишь мимолетное явление, а представляет собой известную постоянно пребывающую сущность, которая помнит и признает своим, происходящие с ней действия в прошлом и предполагающиеся в будущем. В этом признании заключено постоянство человеческих отношений;
во-вторых, личность является единичной сущностью, сосредоточенной в себе и отдельной от других, как самостоятельный центр силы и деятельности. Это своего рода атом;
в-третьих, личность представляет собой духовную сущность, именно потому, что, в отличие от животных, обладает разумом и волею;
в-четвертых, в силу наличия у человека разума и воли, он как личность, признается свободным, и как свободному существу, ему присваиваются права, иными словами, личности дается власть распоряжаться как своими действиями, так и предметами, находящимися в его собственности. В этом признании лежит основа и источник правовых отношений в обществе;
в-пятых, в силу вышеизложенного, личности присваивается определенное достоинство, в связи с чем, человек вправе требовать к себе уважения. Это утверждает необходимость относиться к личности как к цели, а не средству, потому как последнее исключает у человека достоинство, т.е. человек без достоинства превращается в своего рода "винтик" государственного механизма, что низводит его до состояния раба.
Источник достойного отношения к человеку как к личности, с одной стороны, рассматривается наукой в метафизике, которая осознает принадлежность у него сознания абсолютного, а с другой - религией, которая утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Осознание этого дает основу для свободы человека как личности, и необходимость безусловного ее признания.
История показывает, что именно эти два подхода, с одной стороны, метафизика, признающая у человека сознание АБСОЛЮТНОГО и религия, утверждающая о создании его по образу и подобию БОЖЬЕМУ, является движущей пружиной в развитии всего человеческого общества и родили в нем сознание права, развив эту идею до создания гражданского общества и правового государства.
На основании этого можно сделать вывод, что свобода, проявляющаяся в человеке по причине принадлежности у него разума и воли, подвергается неизбежным ограничениям, потому как свобода одних сталкивается со свободою других. Ограничителем здесь служит право, дающее каждому свое место и значение. Состояние такого справедливого распределения достигается в гражданском обществе.
Но прежде чем перейти к вопросу о гражданском обществе, рассмотрим, что вообще собой представляет человеческое общество.