InvestFuture

Маршалл Альфред

Просмотры: 665
Оцените материал:
(оценок: 41, среднее: 4.49 из 5)

Маршалл Альфред

Английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической теории. В своем труде «Принципы экономической науки» (1890 г.) ученый разработал математическую зависимость между экономическими величинами. Маршалл показал, что стоимость товара определяется его предельной полезностью, а удовлетворение от потребления каждой последующей единицы этого товара снижается. Таким образом, ему удалось объяснить суть парадокса стоимости (см. Paradox of value). Ученый нашел также объяснение нисходящего направления кривой спроса (см. Demand curve) и сути излишка потребителя (см. Consumer surplus). Важное место в работах Маршалла занимает концепция эластичности спроса. Маршалл утверждал, что стоимость определяется как спросом, так и предложением, причем спрос определяет цену и объем производства в коротком периоде, а изменения факторных затрат и издержек производства влияют на цену в долгосрочном периоде. Цена предложения, по Маршаллу, зависит от издержек производства. Анализируя краткосрочные издержки, он пришел к выводу, что предельный продукт всех ресурсов имеет тенденцию к уменьшению по мере того, как переменные факторы присоединяются к постоянным (закон убывающей отдачи). В долгосрочной перспективе, по мнению ученого, производители сталкиваются с сокращением издержек и снижением цен за счет экономии на масштабах.

Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

Маршалл Альфред

английский экономист, глава кембриджской школы. Его теория, основы которой изложены в «Принципах экономической науки» (1890) обобщила достижения раннего маржинализма и положила начало неоклассической политэкономии. Маршаллу удалось синтезировать в одно целое маржиналистскую доктрину предельной полезности и теорию издержек производства Дж.Мак-Куллоха и Р.Торренса, заложив тем самым основы современной микроэкономики на базе функционального анализа соотношений различных экономических явлений. Анализируя механизм рыночного формирования цен, Маршалл установил зависимость влияния спроса и предложения на цену от продолжительности рассматриваемых отрезков времени (в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, в долгосрочном периоде — предложение) Важное место в исследованиях Маршалла занимает и разработанная им концепция эластичности спроса, в которой спрос рассматривается в зависимости от трех основных факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Предельная полезность максимальная( цена) является верхним пределом колебания рыночной цены. Спрос при этом считается эластичным, если он изменяется больше, чем изменяется цена (в процентах к исходным величинам). Идеи Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков.

Бизнес-словарь

Маршалл Альфред

(1842–1924) – английский экономист. К концу XIX в. в Англии формируется Кембриджская школа, основателем которой стал М., вошедший в историю экономической мысли в первую очередь как автор синтетической теории цены.

Под стоимостью М. понимал цену равновесия – среднюю цену, формирующуюся на рынке. Он соединил существовавшие до него теории ценности в единую теорию цены, на основе которой объяснил процесс ценообразования.

М. исходил из того, что в создании стоимости участвуют два фактора: производительный фактор (издержки производства) и субъективный фактор (полезность). Цена образуется в результате действия этих факторов. Полезность определяет цену предложения. В результате спроса и предложения получается цена равновесия.

В своей книге «Принципы экономической науки» (1890), используя методы дифференциального исчисления, М. показал, что ценность блага частично зависит от его предельной полезности, а интенсивность потребностей в данном благе снижается с приобретением каждой последующей его единицы. Таким образом, М. объяснил парадокс ценности, показав, что предметы роскоши, такие, как бриллианты, имеют более высокую цену, чем предметы первой необходимости, такие, как вода, в силу того, что потребители обладают малым количеством бриллиантов, тогда как вода имеется в изобилии. Этот анализ позволил М. объяснить и разработать концепцию эластичности спроса. М. утверждал, что ценность определяется как спросом, так и предложением, причем спрос определяет цены и объем выпуска в коротком периоде, а изменение затрат ресурсов и издержек производства влияет на цену в длительном периоде. Он полагал, что цены предложения должны зависеть от издержек производства, а в анализе издержек производства короткого периода показал, что предельный продукт любого ресурса снижается, так как сочетается с постоянными затратами других ресурсов (убывающая отдача переменного фактора). В длительном периоде, согласно М., отрасли уменьшают издержки и цены в связи с экономией от масштаба, который является результатом большей специализации. М. – создатель теории оптимальных цен, объясняющих образование монопольных цен.

Экономика от А до Я: Тематический справочник