Неоклассическое направление
соединение классической теории А.Смита с маржинализмом. Первый этап развития этого направления связан с именем А.Маршалла.
соединение классической теории А.Смита с маржинализмом. Первый этап развития этого направления связан с именем А.Маршалла.
ведущее направление в современной западной, прежде всего англо-американской, экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным, анализом рыночной экономики, используя экономические модели в качестве главного инструмента научного исследования. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия, спроса и предложения
возникло в 1870–80-е гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями Н. н., – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер (см. разд. 1.1) и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.
H. н. включает в себя целый ряд школ: Австрийскую (математическую), Кембриджскую, Чикагскую и др.
Австрийская школа обосновала необходимость применения предельного анализа, который получил название маржиналистского (от франц. marginal – предельный).
С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя – «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом – максимизировать доход и минимизировать затраты.
Такой подход получил название микроэкономического.
В рамках Н. н. появилось и развивается множество теорий: либерализм, монетаризм, теории экономики предложения, рациональных ожиданий, экономического роста, общего экономического равновесия, экономики благосостояния и др. Они основаны на ряде общих постулатов.
Их идейными предшественниками в первой половине XX в. являлись Лондонская школа в Великобритании, школа свободного предпринимательства в США, экономический либерализм во Франции, неолиберализм в Германии и др. Сторонники Н. н. по-прежнему выступают за невмешательство государства в экономику, хотя это весьма относительно с точки зрения современных условий капиталистического хозяйствования. Тем не менее они исходят из того, что капитализм с помощью рыночного механизма способен сам, без вмешательства извне регулировать экономический процесс, обеспечивая необходимое динамическое равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Неоклассики – сторонники свободного предпринимательства, равных возможностей, свободы рыночных сил, саморегулирования экономики.
Вместо обеспечения кейнсианской полной занятости на первый план выдвигаются вопросы борьбы с инфляцией, повышения эффективности производства, конкурентоспособности, забота о максимизации вложений капитала. Теоретики Н. н. учитывают, что важнейшим условием осуществления новых задач является всемерное поощрение НТП, эффективная утилизация его результатов, получение максимальных выгод от структурной перестройки производства. Рынок и конкуренция приобрели в этих условиях особый приоритет. Вместе с тем отодвигаются на задний план либерально-реформистские заботы о реализации социальных программ. Вместо кейнсианского обеспечения эффективного спроса важнейшей заботой в условиях интенсификации хозяйственной деятельности становится забота о повышении нормы накопления.
Основные теоретические постулаты Н. н.:
I. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
2. Н. н. отошло от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм их проявления, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
3. Используя принцип А. Смита «laisserfaire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
4. Используя микроэкономический подход в описании экономики, неоклассики перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream – основное течение).
6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное – несоциален.
Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, волнообразен: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые признаки несостоятельности неоклассических идей проявились в период мирового экономического кризиса 1929–33.
Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.