Основные положения классической школы управления
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
По мнению Ф. Тейлора менеджмент - это выработка многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение руководителя. Принципы Ф. Тейлора: 1) заработная плата платится человеку, а не месту;2) установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках;3) расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; 4) продукция должна быть дешевле, а заработная плата выше: в этом состоит цель управления; 5) Заработная плата пробуждает интерес рабочих к сотрудничеству. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента"(1911)
Ф.Тейлор разработал ряд принципов управления, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающая идея управления состоит в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино капитал и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Ф. Тейлор, как основатель школы "научного управления", для обеспечения производительности труда организации применил нормирование труда, стандартизацию рабочих операций, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. К 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях организации: первая научная школа, изучающая организации и управление организацией, получившая несколько названий, - школа "научного менеджмента, "классическая", традиционная". Разновидностью классической школы управления являлся"административная" школа. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют определенным образом сгруппированные функции управления и производственные операции. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Принципы Анри Файоля (1891 1925).
1.Власть неотделима отответственности;
2. Разделение труда;
3. Единство распоряжения;
4.Дисциплина;
5. Единство руководства;
6.Подчинение индивидуальных интересов общим;
7. Вознаграждение;
8.Централизация;
9. Иерархия;
10.Порядок;
11.Справедливость;
12. Устойчивость персонала;
13. Инициатива;
14. Корпоративный дух.
А. Файоль ввел в состав управленческих процессов правовые нормы и правовые методы управления, такие экономические и неэкономические понятия, как справедливость; доброта и порядочность. Из других представителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмента персонала", или управления рабочей силой (1917); и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921).М. Вебер выдвинул положение, согласно которому бюрократия -порядок, устанавливаемый правилами, а бюрократия является самой эффективной формой человеческой организации. Основная черта "классической школы" (научной и административной) заключается в том, что в организации существует т некоторый порядок отношений и видов деятельности, отличный от субъективного мнения руководителя. Цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый порядок отношений, связей и видов деятельности в организации. "Классическая школа" - фундамент мировой управленческой науки, из которого отпочковались все ее отдельные направления.