Планирование как функция менеджмента. Виды планирования
Планирование - это работа по разукрупнению общей работы на направления и отдельные задания сотрудникам, или, наоборот, формирование общей работы на основе объединения частных работ. Методы планирования: балансовый метод, корреляционные зависимости, экстраполяция, регрессионный анализ, экономико-математические методы, построение графов. Планировать значит установить взаимосвязи между различными видами работ в составе обшей работы. Функция планирования сопровождается выработкой и принятием определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления ставится та или иная задача, цель, поручение, направление работы, плановых заданий, плановых показателей. После выполнения работы следует оценка выполнения плановых заданий. Виды планирования: технико-экономическое планирование ( формирование общей работы на основе параметров полного использования производственных мощностей); маркетинговое планирование (планирование на основе выявлений предпочтений покупателей); стратегическое планирование (планирование на основе трендов во внутренней и внешней среде организации); бизнес -планирование ( расчет выгод и издержек предпринимательской деятельности). По времени планы различаются на текущие, среднесрочные и долгосрочные. Оценка выполнения плана (контроль) может быть в следующих видах.
1) 1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется по отношению к человеческим ресурсам в форме анализа профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей. По отношению к финансовым ресурсам предварительный контроль выступает в форме составления бюджета. По отношению к материальным ресурсам контроль выступает в форме выработки стандартов, проведения проверок.
2) текущий контроль. Он осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы.
3) заключительный контроль. Он состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для планирования и измерить достигнутую эффективность в сравнении с планом. Стратегическое планирование призвано ответить на следующие вопросы. А) где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных областях - финансы. Маркетинг, персонал, НИОКР и определяют, чего может реально добиться организация.
Б) Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы окружающей среды, определить, какими должны быть миссия организации, ее цели, политика, бюджет правила и культура. В) Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.