InvestFuture

Программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000—2005 гг

Просмотры: 561
Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.51 из 5)

Программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000—2005 гг

одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 170 от 8.02.2000 г.) комплекс мер, по преодолению кризиса, стабилизации производства и поэтапному повышению эффективности всех важнейших отраслей сельского хозяйства. Разработана учеными Академии аграрных наук совместно со специалистами Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Стратегической целью развития АПК являлось достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. Количественные параметры производства важнейших видов продовольственных и сырьевых ресурсов, достаточные для внутреннего потребления исходя из научно обоснованных норм, формирования необходимых фондов и резервов, в перспективе до 2005 г., должны быть следующими: зерно — 8,0—9,0 млн т, картофель — 9,0—10,0, овощи — 1,5—1,7, плоды и ягоды — 0,7—0,8, сахарная свекла — 2,0—2,2, молоко — 7,0—7,5, мясо всех видов (живой вес) — 1,3—1,5 млн т. Это обеспечит общий баланс рынка продовольствия за счет собственного производства на 100%, в т. ч. позволит формировать экспортный потенциал в размере 15—20%. Достижение стратегической цели требовало комплекса мер, связанных с технико-технологическим перевооружением сельского хозяйства, укреплением производственного потенциала, интенсификацией земледелия и животноводства, социально-экономическими преобразованиями. В Программе была впервые поставлена задача: всю совокупность централизованных средств консолидировать и предоставлять сельскому хозяйству в суммарном виде. При этом общий объем финансовых ресурсов намечалось подразделить на две части, одну из которых направлять для поддержки и финансового обеспечения важнейших государственных целевых программ. В числе таких программ намечены: поддержка и развитие аграрной науки; селекция и семеноводство; племенное дело; мероприятия по поддержанию плодородия земель, в том числе известкование кислых почв; противоэпизоотические мероприятия; приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу. Всего на целевые программы было намечено направить примерно 30% общей суммы централизованных преференций. Другая часть, а это около 70% от общего объема средств, направлена в виде надбавок к ценам на продукцию животноводства, реализуемую в счет государственных закупок и квот. Для обеспечения постепенности перехода на новый механизм предоставления централизованных источников было решено для начала в 2000 г. применить промежуточную схему их распределения — 50:50. Надбавки к закупочным ценам на продукцию стали тесно увязываться с условиями производства. Для этого все сельскохозяйственные предприятия республики были разделены на шесть групп в зависимости от кадастровой оценки земли. Размер надбавок к ценам по каждой группе установлен путем обратного коэффициента качества сельскохозяйственных угодий. На продукцию, реализуемую животноводческими комплексами, надбавки к закупочным ценам приравнены к третьей группе сельскохозяйственных предприятий. Серьезные меры были намечены в области кредитования и налогообложения. Государственная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции должна была впредь осуществляться за счет выделения достаточных кредитных ресурсов по приемлемым процентным ставкам. Был намечен переход к планомерному предоставлению краткосрочных кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, а также строительства производ-ственных объектов и жилья. Для этого признано целесообразным, создать централизованный фонд долгосрочного кредитования. Средства фонда решено предоставлять сельскохозяйственным предприятиям на возвратной основе и по конкурсу. Решено ускорить переход на единый порядок налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. А льготный режим налогообложения распространить не только на сельское хозяйство, но и на производство комбикормов, удобрений, средств защиты растений, ветеринарных и витаминных препаратов. В перспективе налогообложение должно было стать фактором, стимулирующим эффективное производство. Это предполагало переход на единый налог, разверстанный по плодородию и местоположению. Деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия (МСХП) как органа государственного управления была направлена на выполнение следующих задач регулятивного порядка: анализ и участие в разработке законопроектов и других нормативных актов; прогнозирование и координация развития отраслей АПК; организация аграрного образования и подготовки кадров; разработка политики развития НТП и координацию НИОКР; организация межгосударственных аграрных отношений; государственный надзор в области ветеринарии, племенного дела и семеноводства. С целью выработки и реализации стратегии технологического управления предполагалось при МСХП организовать Республиканский центр аграрного консультирования. На областном и районном уровнях намечено было проведение аналогичных преобразований органов государственного управления. В Программе осознавалось, что выход из кризисной ситуации зависит в основном от использования потенциальных резервов, заложенных в горизонтальной и вертикальной кооперации и интеграции и их комбинированных формах. Поэтому на районном уровне предстояло создать смешанные кооперативно-интеграционные формирования. В качестве таких, предложены аграрные финансово-промышленные группы (АФПГ), районные агропромышленные концерны, объединения и другие образования. В их состав должны были входить сельскохозяйственные товаропризводители всех форм хозяйствования и собственности, перерабатывающие, торговые, обслуживающие и другие субъекты хозяйствования, в том числе и кооперативно-коммерческие банки, существующие или организуемые на новой основе. Ответственность за социальное развитие села передавалась местным Советам. С сельскохозяйственных предприятий социальная нагрузка снималась, что позволяло улучшить их финансовое положение. Коренные решения были предусмотрены Программой в области реформирования сельскохозяйственных предприятий. Было предложено многообразие моделей, которые можно представить в виде трех основных вариантов. Первый предусматривал совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений, формирование новых организационных структур в составе действующих предприятий с наделением их производственной и экономической самостоятельностью и работающих на принципах хозяйственного и коммерческого расчета и самофинансирования. Второй вариант предполагал многообразные механизмы рыночного реформирования, которые целесообразно осуществлять на основе преобразования действующих предприятий в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества и др. формирования. Третий — это вариант рыночной реструктуризации, реорганизации, в том числе ликвидации обанкротившихся хозяйств и создания на их месте новых конкуренто-способных. Его было признано целесообразным применять в тех случаях, когда совершенствование внутрихозяйственных отношений или классическое реформирование не способно дать должного эффекта. Что касается развития крестьянских (фермерских) хозяйств, то ориентир был взят на создание относительно крупных по объемам товарной продукции, а соответственно, и размерам землепользования специализированных производств, возглавляемых профессионально подготовленными работниками. В данной связи решено стимулировать кооперацию и интеграцию крестьянских (фермерских) хозяйств с действующими предприятиями АПК. В области развития агросервиса и производственно-технических услуг взят курс на создание мощной и разветвленной сети машинно-технологических станций (МТС) и комплексных механизированных отрядов (КМО) в виде самостоятельных предприятий и структурных подразделений, как правило, в составе районных отделений «Агропромтехники» и «Сельхозхимии». Совершенствование земельных отношений решено осуществлять в направлении развития двух форм собственности — государственной и частной. Рыночные отношения потребовали введения здесь категории нормативной цены земли, зависящей от уровня плодородия и местоположения земельного участка. Величина нормативной цены земли составила примерно 70% рыночной стоимости земельного участка. Широкое развитие должна была получить аренда земли на срок свыше 5 лет. В качестве арендодателя могли выступать органы местной государственной власти. А арендная плата тесно увязывалась с земельной рентой. В Программе были рассмотрены и вопросы размещения и специализации сельского хозяйства. Наиболее целесообразной для республики признана зональная, межрайонная и межхозяйственная специализация, которая позволяла эффективно использовать относительные преимущества природных и экономических условий. Создание специализированных зон производства растениеводческой и животноводческой продукции по обеспечению перерабатывающих предприятий сырьем предполагалось на базе разнообразных типов хозяйств с учетом критерия оптимальности транспортировки, окупаемости затрат и получения готового продовольствия. Стратегическими задачами в области земледелия и растениеводства были признаны: поддержание и повышение плодородия земли; поддержание и развитие селекции и семеноводства; использование технологий и получения планируемой и прогнозируемой урожайности; интенсификация и обеспечение конкурентоспособного производства. В области животноводства основной целью являлось увеличение объемов производства и заготовок молока, мяса и другой продукции на основе повышения продуктивности животных и стабилизации поголовья. Все это потребовало соответствующих инвестиций в пределах 1300 млрд руб. Из них централизованные источники (бюджетные средства, республиканский фонд поддержки и местный фонд стабилизации) составляли около 30 и 70% — это средства самих предприятий, включая кредиты и ссуды. При введении нового порядка ценообразования, сбыта продукции и хозяйствования, а также при полном выполнении обязательств государства были основания утверждать, что предприятия АПК смогут самостоятельно сформировать собственные средства в размере до 500 тыс. долл. США, которые в свою очередь должны были пойти на подтверждение решений Программы. В немалой степени этому признан был способствовать также научный потенциал АПК. Научно-исследовательские институты и ученые аграрники располагают кардинальными наработками, внедрение которых способно осуществить технико-технологический, селекционный и экономический прорыв с выходом на достаточно конкурентоспособное производство. Наряду с возможностями науки АПК имеет развитое аграрное образование, достаточное кадровое обеспечение. Быстрое развитие получает информационное обеспечение, хотя здесь еще много проблем.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник