InvestFuture

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ СПЕЦИФИКА

Просмотры: 878
Оцените материал:
(оценок: 49, среднее: 4.55 из 5)

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ СПЕЦИФИКА

Особенности формирования российской экономической школы следует искать в специфике российской цивилизации, раскрывающейся в ряде существенных черт.

1. В отличие от Запада в российской цивилизации сложились принципиально иные отношения государства и общества. Зарождение российского типа цивилизации относится к периоду Киево-Новгородской Руси, когда государство возникло не как результат установления господства сильного над слабым, а как способ становления народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни. И каким бы трагическим ни было дальнейшее развитие страны, вера в силу и добрые намерения государства оставались неизменными. Они питали и научную мысль, и методы осуществления экономической политики, и идею о регулирующей роли государства.

2. Важной особенностью развития российской цивилизации стало воздействие на нее православия. Оно хранило и обогащало культуру, целостность народа и его нравственные начала. По понятиям православия, богатство всегда включает представления о духовных благах и нематериальных ценностях в отличие от западной цивилизации, где большая роль отводится меновым ценностям. Требования справедливости и невещественного богатства на Руси высоко ценились.

3. Большое влияние на специфику формирования российской цивилизации оказали географические условия расселения народа, организация его самоуправления и домохозяйства. Именно эти факторы способствовали созданию общинных, коллективных, чисто артельных форм организации труда, заложили основы развития кооперации и оказали существенное влияние на формирование экономического мышления ученых, отвергающего частную собственность на землю.

4. Одной из главных особенностей формирования российской школы экономической мысли было изучение эволюции крестьянского хозяйства и отношения к земле в связи с определением будущего развития страны. Отличительной чертой российской экономической литературы является особый интерес к крестьянству.

Осознание особенностей российской цивилизации определило отличительные черты российской школы экономической мысли.

Ключевые направления российской экономической школы

1. Комплексный системный анализ экономических явлений.

Такого рода анализ предполагает изучение экономики во взаимосвязи с социологией, культурой, психологией, историей, с политическими и юридическими нормами. В современной мировой науке этот подход только теперь утверждается. В российской экономической школе он существовал изначально. Если в западной экономической школе во главе анализа стояли эгоистические побуждения человека, то российская школа всегда выступала за изучение личности вместе с исследованием природы, роли национального хозяйства и осмысление исторических функций государства. Такой подход был характерен для двух выдающихся ученых начала XIX в. – Н. Мордвинова и А. Шторха, стоявших у истоков национальной экономической школы в России и заложивших ее фундамент. Мордвиновым и Шторхом были написаны и переведены на немецкий и французский языки учебники по политической экономии, которые читали и знали в Европе. Другой известный экономист Т. Степанов тоже выступал с критикой идей А. Смита о рациональности «экономического человека», заявляя, что политическая экономия не терпит эгоизма. Таким образом, российская политическая экономия всегда обращала внимание на нравственные начала, выступая против материализма классической школы, видевшей всюду только меновые ценности.

2. Народное хозяйство как целое и роль государства.

Интерес к формированию и развитию национального хозяйства, а также к роли государства прослеживается еще с работ И. Посошкова и по сей день. В свое время С. Витте отвергал космополитизм классической школы политической экономии, подчеркивая, что политическая экономия должна принимать идею национальности за точку отсчета. При этом особая роль отводилась государству. Так, со времен Петра I именно правительство, а не частный капитал инициировало развитие промышленности и торговли. Далее, во второй половине XIX в., когда капитализм в России стал бурно развиваться, российская экономическая школа выступила за проведение политики протекционизма. На следующем этапе, в послереволюционные годы XX в., когда советская Россия встала на путь осуществления новой экономической политики и организации Госплана, опять потребовалось государственное регулирование экономики, необходимость которого обосновывалась в работах Г.М. Кржижановского, Н.Д. Кондратьева и др.

Сегодня в России складывается примерно такая же, как и сто лет назад, ситуация: отечественный капитал противостоит мировому и нуждается в государственной поддержке.

3. Разработка проблем многоукладной экономики. Исследование такого рода проблем началось в России после отмены крепостного права. Экономисты этого периода преуспели в разработке таких проблем, как создание кредитных товариществ, ускоренное развитие всякого рода промыслов, становление кооперации, быстрое по мировым масштабам развитие земской статистики. Значительную роль в разработке указанных проблем сыграл А.И. Чупров. Прочитанный Чупровым курс статистики оказал большое влияние на развитие статистических исследований в России, главным образом на земскую статистику. Известный ученый-математик, статистик и экономист,

A. А. Чупров, сын А.И. Чупрова, издал книгу «Очерки по теории статистики» (1909). Этот труд по своей значимости поставил его во главе русской статистической школы. Он стал одним из классиков статистической науки в мире. Вопросам многоукладности большое внимание уделял М.И. Туган-Барановский.

4. Аграрный вопрос и способы его решения.

Исследование аграрного вопроса стало одним из ключевых в российской экономической школе. Бурные дискуссии об аграрном вопросе развернулись после отмены крепостного права. Прямо или косвенно в них были втянуты все ведущие экономисты страны. Но среди них можно выделить знаковые фигуры, вошедшие в российскую школу экономической мысли. Это А.И. Васильчиков и В.П. Воронцов. Они критиковали западно-европейский капитализм и считали, что Россия должна избрать другой путь.

В процессе поиска различных, в том числе альтернативных, вариантов решения аграрного вопроса особую роль играла позиция B. И. Ленина и ряда его соратников.

Большую научную работу в области аграрных отношений проделал А.В. Чаянов, которого почитают не только в России. Так, в Китае Чаянова рассматривают как главного теоретика блестяще проведенной там аграрной реформы.

В конце 1920-х гг. сложилась советская школа экономистов-международников. С самого начала она ассоциировалась с именем Е. Варги. Среди достижений этой школы в 1930–40-е гг. можно назвать исследования по теории и истории экономических кризисов, изменений в экономике мирового капитализма, вызванных Великой депрессией и Второй мировой войной.

В 1960–70-е гг. ознакомление советских ученых с западными течениями экономической теории (экономикса) происходило под вывеской изучения «экономико-математических методов». Одним из тех, кто стоял у истоков экономико-математического направления в науке, был выдающийся ученый-экономист В.В. Новожилов. Им исследованы такие актуальные для советского периода проблемы, как экономика дефицита, теория изменения затрат и результатов и др.

Особого внимания заслуживает Л. Канторович. Ему в 1975 за «Теорию оптимального использования ресурсов» была присуждена Нобелевская премия по экономике. Он является пока единственным отечественным лауреатом этой премии, которую начали присуждать лишь с 1969. Канторович разработал теорию рентных оценок, которая позволяет измерять стоимость пользования такими природными ресурсами, как земля, вода, воздух и т. д. Эта идея намного опередила свое время, предвосхитив весьма актуальные сегодня исследования по экономико-экологическим проблемам. В эти же годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) была разработана система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим тогда методам управления народным хозяйством, за что с момента своего создания и вплоть до старта перестройки (1983–85) подвергалась острой критике.

В постсоветской России родились три значительные концепции.

1. Теория постэкономического общества В. Иноземцева, в которой рассматриваются острые противоречия генезиса постиндустриального общества, в результате чего оно развивается не столько глобально, сколько анклавно (территориально ограниченно).

2. Теория философии хозяйства Ю. Осипова, в которой сделана попытка продолжить начатую С. Булгаковым традицию философского осмысления экономической деятельности.

3. Теория типов развития А. Фонотова, в которой проанализированы принципиальные особенности характерного для России мобилизационного развития, противопоставленные инновационному развитию стран Запада.

Кроме этих теорий разрабатываются новые идеи, связанные с осмыслением проблем переходной экономики, а также с обобщением уроков функционирования командно-административной системы и создания новой хозяйственной системы.

В развитии новых направлений, анализирующих трансформацию экономических институтов в постсоветской России, важную роль должен сыграть институционализм.

Особое значение в истории развития отечественной экономической науки имеет Вольное экономическое общество (ВЭО). Создано в 1765 указом Екатерины II, стало одной из первых в России и Европе общественных организаций. Общество выступило инициатором отмены крепостного права, введения всеобщего начального образования, стало родоначальником российской статистики. После 1917 ВЭО перестало существовать. В 1982 оно было возрождено под названием Научно-экономическое общество. В 1992 ему было возвращено историческое название – ВЭО. Основные задачи ВЭО России: содействие развитию творческой активности экономистов; содействие развитию форм собственности; содействие практической реализации результатов фундаментальных исследований экономистов. ВЭО России проводит большую работу по развитию экономических связей России с международными организациями – ООН, ЮНЕСКО, ЕС. ВЭО России возобновило выпуск «Трудов Вольного экономического общества», издаваемых с 1766. Возрождена традиция проведения национальных смотров молодых ученых, студентов и школьников по актуальным проблемам российской экономики.

Экономика от А до Я: Тематический справочник