InvestFuture

Стили управления

Просмотры: 826
Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.41 из 5)

Стили управления

Концепции, относящихся к стилю управления, выделяют два выраженных типа руководителей по этому основанию.

Второй тип - лидеры, которые ориентированы на неукоснительное выполнение поставленной задачи и связывают низкую производительность сотрудников с нежелательными чертами их характера.

Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий

Стили управления

это своеобразный почерк управленческой деятельности руководителя или функционального специалиста, их предпочтения властным и иным способам влияния на людей, принципам и методам управления. Классификация стилей управления может производиться по различным признакам: по степени привлечения подчиненных к разработке и принятию управленческих решений: при административно-волевом стиле (авторитарном) - не привлекаются, демократическом - привлекаются и административно (авторитарно)-демократическом - привлекаются периодически по отдельным вопросам; по предпочтениям, отдаваемым методам управления: технический, экономический, организационный, социально-психологический, административно-правовой; по эмоционально-психологическим характеристикам личности субъекта управления: спокойно-уравновешенный и эмоциональный, динамичный и заторможенный и т. д. Выбор стилей управления зависит не только от особенностей личности управляющего субъекта (характера и иных свойств), но и от знаний и умений в сфере научного менеджмента, от профиля профессиональной специализации и степени ее соответствия с управляемой сферой деятельности. Установлено, что стили управления нижестоящих уровней и их субъектов часто задаются стилем управления высшего уровня и его первым руководителем. К стилям управления нельзя подходить с оценками «хороший» и «плохой». Каждый из них уместен и эффективен применительно к определенной управленческой ситуации. Поэтому искусство руководителя и других управленцев заключается в умении использовать нужный стиль в нужном месте и нужное время.

Менеджер организации. Типологический словарь-справочник

Стили управления

можно представить как совокупность отношений с персоналом, характерных для работы менеджеров при выполнении своих функциональных обязанностей. Самым простым стилем управления выступает стиль «делай как все». При этом стиле все сотрудники одинаковы, выполняют одну и туже работу, руководитель стремится предотвратить поведение сотрудников, отклоняющееся от одинаковой и общей работы. Более сложное представление о стиле управления дает подразделение всех менеджеров на автократов и демократов. Отличительные особенности руководителей-автократов состоят в том, что автократы, как правило, обладают большой властью и навязывают своим подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. При автократическом стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным. При демократическом стиле управления руководитель исходит из того, что если людям создать благоприятные условия труда, они будут стремиться к принятию на себя дополнительной степени ответственности, повышать самоконтроль своих действий в процессе работы, постоянно соизмерять результаты своей работы с размерами вознаграждения, постоянно стремиться к развитию своего творческого потенциала и квалификации. Удобным для практического использования является представление (теория Лайкерта) о стиле управления как о комбинации автократическо-эксплуататорского, автократически-благожелательного, консультативного и партисипативного подходов к сотрудникам. Широкое распространение получило представление о стиле в рамках теории ХУ. Руководитель стремится формировать организацию на основе человеческих отношений (направленность Y) и руководитель стремится формировать организацию на основе точного и эффективного выполнения задач (направленность X). Существует тест Блейка- Мутона, с помощью которого можно количественно определить направленность руководителя на человеческие отношения и на выполнение производственных задач. В рамках теории XYZ стиль управления определяется отношением руководителя к сотрудникам как к диким животным (направленность X), отношением к сотрудникам как к существам, способным к самореализациии (направленность Y), отношением к сотрудникам как к разумным и рациональным существам ( направленность Z).

Основные понятия менеджмента: глоссарий