ЗАКОН ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ
идеальный закон, изданный верховной властью, с обязательною силою для граждан.
Никто не вправе нарушать положительный закон во имя естественного. Каждый может толковать естественный закон по своему усмотрению и считать свое толкование лучшим, но во внешних своих действиях граждане должны свое частное толкование и усмотрение подчинить толкованию и усмотрению государственной власти.
Положительный закон исходит от государственной власти, которая является его источником, она же вправе его изменить или отменить по своему усмотрению. Следует заметить, что никакой положительный закон не может ограничить верховную власть так, чтобы она не смогла его изменить. В этой области вечные законы не мыслимы.
Однако это вовсе не означает, что верховная власть вправе нарушать свои собственные законы. Она может изменить их по своему усмотрению, но пока они существуют, она обязана их соблюдать, иначе будет нарушен один из главных принципов государства - прочность законного порядка, именно то свойство, которое придает верховной власти нравственное значение. Следует заметить, что одна лишь верховная власть, являясь источником закона, связана им нравственно, а не юридически.
Основополагающий принцип отношения верховной власти и положительного закона состоит в том, что верховная власть, как источник положительного закона, стоит выше его, однако это состояние ни в коем случае не должно относиться к отдельным органам власти, которое не представляют ее во всей полноте, а потому не имеют права самовольно отменять закон или заменять его своим актом.
Отношение граждан к положительному закон основано на том принципе, что только предписания законной власти имеют обязательную силу для граждан. В противном случае в государстве будет господствовать не юридический порядок, а сила. Таким образом, здесь существует логический круг: закон потому обязателен, что он издается верховной властью, а верховная власть потому издает законы, что сам закон дает ей на это право. Этот круг может быть разрушен в том случае, когда первоначально власть может получать свое право не только от положительного закона, а от естественного. Она может быть законной в связи с тем, что устанавливается соответственно с самой идеей государства, во имя общего блага, и этим получает общее признание. Такого рода установления могут быть как при первоначальном происхождении государства, так и в случаях переворотов, при которых возможно такое положение дел, что совершив переворот и одержат в связи с этим победу, она издает положительные законы, которые определяют дальнейший порядок ее перехода и обязывают граждан к подчинению.
Положительный закон обязывает граждан повиноваться, то есть он имеет обязательную силу. Закон есть обязательная норма и повиновение является прямым логическим последствием его существования. Закон - выражение высшего порядка, которому лица обязаны подчиняться.
Верховная власть, как источник положительного закона может и нарушать его во имя высшей цели, заметим однако, что определение этой цели по сути и принадлежит верховной власти, а не отдельному лицу. Последнее, нарушая закон, делает это во имя частного своего сознания. Это сознание может быть лучше общественного, выраженного верховной властью в положительном законе, но установление частного сознания вместо закона есть извращение всего общественного порядка, основанного на подчинении лица закону. Это противоречит идее государства, подчиняющей гражданина государству, как единому целому, объединяющему весь народ. Поэтому, когда праву внутреннюю противополагают праве внешней, то есть юридическому закону, то этим самым личное толкование становится выше общественного, то есть на место законного порядка приходит личный произвол, а это есть уничтожение государства, которое без закона существовать не может.
Обязанность подчиняться положительному закону прекращается только там, где прекращается сама область права, во внутреннем мире человека и в действиях, определяемых решениям совести. Кроме того, невозможно отвергнуть и право нужды, когда дело идет о спасении человека или общества. Здесь нарушение закона, если не оправдывается юридически, то может быть извиняемо нравственно. Но подобные отступления всегда служат признаком низкого и ненормального состояния общественной жизни.
В отношении граждан, обязательная сила закона поддерживается наказанием. Поэтому при всяком законе должно быть определено известное наказание за его нарушение, иначе он теряет принудительный характер и перестает быть положительным законом.